Как я преодолела трудности в общении со старшим сыном
У меня два очаровательных мальчика: 2,5 года и 1 годик. Мне всегда казалось, что я отлично понимаю их обоих, с полуслова, и умею с ними общаться, пока с недавних пор не начала замечать изменения.
Проблема во взаимонимании с ребенком
Старший сын стал вести себя по-другому:
1) в 70% общения со своим братом он его почему-то обижал (отбирал игрушки и книжки, толкал, кидал в него игрушки);
2) когда он начинал плакать (упал, стукнулся, с братом не поделили что то, или просто было не так как он хотел он), мне требовалось все больше времени, чтобы его успокоить.
От всего этого я начинала нервничать, настроение портилось, и самооценка меня как отличной мамы постепенно падала. Пробовала как-нибудь по-другому общаться с детьми, воспитывать их и не поддаваться на их провокации, но это только ухудшало эмоциональную обстановку в семье.
О своих чувствах и переживаниях я поделилась со своей сестрой, которая воспитывает четверых детей и у которой с этим проблем нет. Она вникла в мою ситуацию и посоветовала прочитать одну книжку по психологии «Общаться с ребенком. Как?» (автор: Ю. Б. Гиппенрейтер). Нашла ее в интернете, можно онлайн почитать. Страниц мало, читается быстро, а главное хорошо описано (и на примерах из жизни), как правильно вести себя и разговаривать в той или иной ситуации. Книжка полезна больше для общения со школьниками, но есть несколько уроков, которые пригодились и мне (остальное я просто взяла на заметку).
Способы решения проблемы
«Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее».
С общением по правилу активного слушания я уже сталкивалась у себя на работе. Но находясь в декретном отпуске почему-то позабыла об этой полезной штуке. И уж тем более не могла подумать, что его можно применять и к маленьким деткам. Когда в очередной раз старший сын заплакал, я попробовала спокойно «озвучить» его чувства. Для меня было неожиданным увидеть, как быстро он успокоился. Хватило меньше минуты, чтобы слезы на глазах у сына пропали, появилась улыбка на лице, после чего он как ни в чем не бывало побежал играть дальше.
Приведу один из моих реальных примеров:
Мою на кухне посуду, как вдруг слышу — старший сын начал плакать навзрыд. Я захожу к мальчикам в комнату и вижу следующую картину. Младший сын сидит в углу, листает журнал с наклейками, улыбается и лепечет на своем (читает), в то время как старший сын стоит в центре комнаты и громко рыдает.
Что я сделала: подошла к старшему сыну, обняла его, потом взяла за руку, присела, чтобы наши глаза были на уровне друг друга и был следующий диалог:
Сын: (громко рыдает)
Я: Ты стукнулся и тебе больно… (пауза)
Сын: (продолжает плакать) Лёса!
Я: Лёша забрал у тебя журнал с наклейками и тебе обидно.
Сын: (перестал плакать) Да.
Я: Еще хочешь поиграть с наклейками?
Сын: (немного подумал) Неа.
После диалога сын сразу повеселел, пошел взял книжку со сказками.
Раньше я задавала в основном вопросы «Что случилось?» «Почему ты плачешь?» и т.д., и чувства ребенка «озвучивала» только когда их явно видно, например, «боль» при ушибе, порезе. Тем самым не до конца проникалась в ту или иную его внутреннюю ситуацию. Прочитав книжку «Общаться с ребенком. Как?», я поняла свои ошибки в общении, и стараюсь активное слушание применять постоянно.
По другой проблеме – плохое поведение сына, я делала следующее. Несколько дней я оценивала свои действия и слова по отношению ко всем членам семьи и заметила, как только старшему сыну уделяется меньше внимания, после этого то и появляется его плохое поведение. Оно проявляется как в общении с братом (отбирает игрушки и книжки, толкается), так и просто начинает капризничать, тем самым ребенок привлекал к себе внимание. Выход из ситуации оказался простым – стала уделять ему немного больше внимания, чем раньше, и старалась замечать больше его победы.
Теперь общаясь со своими мальчиками, я подбираю нужные слова, делаю акцент на их чувства, уделяю где-то чуть больше внимания, радуюсь с ними больше. Общение стало опять легким, как и когда-то раньше, а в домашней атмосфере больше положительных эмоций. Сама же стала менее раздражительной, и самооценка опять поднялась.
Надеюсь, дорогие мамочки, что вам моя история поможет хоть немного справиться с вашими похожими ситуациями, а в этой книжке вы найдете нужные вам знания, помощь и поддержку. Ведь главное, чтобы дети как можно чаще чувствовали, что родители их и любят, и понимают.