Как юниор стал чемпионом
Сеть футбольных школ «Юниор» за три года стала крупнейшей футбольной сетью в России и одной из крупнейших в мире. Такой рост образовательного проекта в области дополнительного образования – пример для многих игроков на этом рынке. Об этом проекте мы поговорили со спикером Всероссийского форума капитанов образовательной индустрии.
Александр Семенцов, директор сети футбольных школ «Юниор» |
Справка: «Юниор» — это сеть футбольных школ, находящихся в 200 городах России, Белоруссии, Казахстана, Индонезии и еще 11 стран. В 380 школах занимается 37000 детей, и каждую неделю их количество увеличивается на 100 человек.
Отличие «Юниора» от других подобных сетей заключается в наличии уникальной авторской методики обучения воспитанников и тренеров, а так же собственной разработки системы радиомаячков Sport Tracker.
Система радиомаячков предоставляет данные о том, как перемещался ребенок во время игры и тренировки, сколько он пробежал, с какой средней и максимальной скоростью.
В своем личном кабинете на сайте и в мобильном приложении родители могут видеть объективные данные о результатах тренировки своего ребенка за определенный промежуток времени.
С помощью Sport Tracker тренеры наблюдают, как те или иные упражнения влияют на прогресс учеников, тем самым выстраивая тренировочный процесс более обдуманно и индивидуально.
— Сеть футбольных школ «Юниор» — проект уникальный, по крайней мере, по своему размаху. Каким образом удалось вывести сеть на такой высокий уровень?
Александр: Мы очень долго работали над этим, почти три года. Тут сложно найти какую-то одну причину, по которой нам удалось выйти на международный рынок. Мы просто стараемся учитывать все плюсы, минусы конкурентов, их преимущества. И себя в этих компонентах улучшать, стараться сделать так, чтобы для франчайзеров это было действительно выгодно. Выгоднее работать с нами, чем самому открывать бизнес.
— Это чисто предпринимательский подход, правильно? То есть, как такового, образовательного подхода к процессу нет?
Александр: Образовательный подход не менее, а, возможно, более важен. Если мы говорим о бизнесе образования, то естественно, что во главе угла стоят методики, то, как проходит процесс обучения, то, насколько лояльны клиенты: дети, родители, и самая большая и сложная задача состоит в том, чтобы каждое занятие учило чему-то новому. У нас постоянно учатся не только дети, но и преподаватели. Сейчас у нас постоянно используются почти 1000 страниц обучающих материалов для тренеров, для педагогов, в активе более 200 часов обучающих видео. И этот процесс идет постоянно, он не останавливается: ежемесячно идет обновление информационных материалов, они дополняются. Каждый месяц наши педагоги проходят тесты. Мы стараемся так выстраивать обучающие материалы, чтобы они лучше усваивались, чтобы те знания, которые получали тренеры, реально помогали в ежедневной работе.
— А как начинался «Юниор»?
Александр: Начинался он с одной школы в городе Томске. Сначала идея была в том, чтобы сделать просто школу, в которой бы нравилось детям. Как обычно происходит в футбольной школе? Учащихся отсеивают, прессингуют, требуют результат. Мы же ставили другие цели: чтобы каждый ребенок, даже если у него лишний вес или он неспортивный, приходил к нам и мог получать спортивное образование, мог тренироваться согласно своим возможностям, радоваться и развиваться как спортсмен. Мы не концентрировались на будущей спортивной карьере своих воспитанников, важнее для нас – чтобы дети получали удовольствие и сохраняли свое здоровье, развивали свои спортивные качества, характер в том числе. Я понял, что детям просто веселиться неинтересно, им хочется прогрессировать, поэтому мы стали развивать методики, опираясь на методики сотрудников Национального университета физической культуры и спорта имени Лесгафта. Со временем мы привлекли экспертов высокого уровня, в том числе и из сборной России по футболу.
— У Вас есть еще дополнительные проекты – школа плаванья и школа русского балета. Как возникли идеи этим тоже заняться? Казалось бы, это так далеко от футбола…
Александр: Ту систему, которую мы разработали, с помощью которой мы обучаем и преподавателей, и воспитанников, можно использовать для любого образовательного проекта. Содержание, конечно, разное, но при этом подход и бизнес-модель идентичны, и в той IT-системе, которую мы разработали, единственное, что пришлось поменять, чтобы адаптировать систему для русского балета, – это изменить тренера на хореографа, в остальном все одно и то же. Так же обучаются педагоги, так же обучаются дети, у них есть расписание, им выставляются оценки, они проходят тестирования.
— У вас есть какие-то принципы, по которым вы отбираете преподавателей?
Александр: В первую очередь, это должны быть люди, которые готовы развиваться, они должны быть открыты к новым знаниям, должны любить детей и готовы общаться с родителями. Для нас важно, чтобы родители разделяли нашу философию, чтобы между родителем и тренером не возникли противоречия, иначе, пути расходятся. Поэтому тренер должен быть максимально открыт к общению.
У нас родители могут выставить педагогу оценки. Например, если тренер невнимательный, если он обделяет ребенка вниманием, то они могут поставить ему отрицательную оценку, и у него будут проблемы. Но у этой палки два конца, второй заключается в том, что часто родители некомпетентны, и могут неверно понимать и оценивать профессиональное поведение преподавателя. Именно поэтому мы проповедуем принцип открытости, при котором ведется большая работа с родителями, наши тренеры объясняют, что и зачем делают, всегда готовы ответить на вопросы. Во многих и футбольных школах, и других образовательных проектах сложилась многолетняя традиция, при которой родителей стараются отстранить от процесса, мол, мы – профессионалы, мы знаем, что делаем, а вы даже не лезьте. Мы же считаем, что очень важно сделать родителей своими союзниками. И с помощью тренера, и с помощью нашего мобильного приложения мы отправляем родителям информационные материалы. Например, что в том возрасте, в котором у нас преимущественно занимаются дети, результат турниров не так важен, но важно, чтобы тренер работал над координацией. Турнир выигрывается за счет техники и тактики. А тренер, работающий с детьми в возрасте до 14 лет, должен заниматься не техникой и тактикой, а координацией, психологией. Потому что в более позднем возрасте поставить удар можно, а вот исправить координацию уже очень сложно. И родители должны это понимать. Мы рассказываем родителям о современных исследованиях, о позициях авторитетных экспертов в нашей области, чтобы родители хорошо понимали, что и зачем делают тренеры с их детьми.
Александр Семенцов секретами успеха своих образовательных проектов поделится на Всероссийском форуме капитанов образовательной индустрии.
Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»