Как стимулировать работников — стимулирование труда работников
Оглавление:
Работники — это лицо компании, потому что именно от их труда зависит конечный результат. Тем не менее, производительность труда работников зачастую бывает не слишком большой.
На заводе вряд ли побездельничаешь, а вот в офисе… Не секрет, что большинство офисных работников в рабочее время заняты отнюдь не только работой: это и перекуры, и чаепития, и «зависание» в социальных сетях. Конечно, можно перекрыть доступ на все развлекательные сайты, ввести штрафы за отлучение от рабочего места, требовать почасовые отчеты… Но эффективно ли это? Такого работодателя работники будут бояться, слушаться, но будут тихо ненавидеть его за спиной. Производительность их труда может и вырастет, но не намного.
Лучше всего создать такие условия труда, чтобы работники сами захотели лучше работать и приносить компании прибыль. Поэтому каждому работодателю необходимо знать, как стимулировать работников эффективно.
Сегодня мы расскажем вам о способах прямого и косвенного материального стимулирования, а также о нематериальном стимулировании работников.
Что такое прямое стимулирование
Если работник видит, что размер его вознаграждения одинаков и тогда, когда он выкладывается по максимуму, и тогда, когда он почти ничего не делает — он предпочтет ничего не делать. Смысл стараться — ведь все равно он получит свои деньги в определенном размере. Поэтому система оплаты труда, которая не включает премирование, неэффективна. Она может привести не только к низкой производительности труда, но и к постоянной текучке кадров. Наработав опыт, работник с легкостью уйдет в другое место — может быть, в этом месте будет такая же зарплата, но будут предусмотрены премиальные.
Премирование за высокую производительность труда — это и есть прямое стимулирование работников. При этом у работника всегда есть гарантированный базовый оклад, но он знает, что по итогам квартала, месяца или даже недели он может получить больше денег. Для этого ему надо хорошо работать, и в этом помогает мысль о дополнительном вознаграждении.
Если вы решили использовать прямое стимулирование, то необходимо решить: за что выдавать премию. Не нужно играть в доброго работодателя. Платить премию бездумно каждый месяц всем сотрудникам глупо: с таким же успехом им можно было бы повысить оклад. Нужно научиться реально оценивать результаты труда каждого работника и выплачивать премию только тем, кто действительно отличился. Другие работники, которые не получили премию, будут стараться больше.
Результаты труда — это особая категория, и к ней нельзя приравнять количество проведенного на работе времени. Для каждой сферы результаты труда будут свои. Это может быть количество составленных документов, количество привлеченных клиентов и т.д.
Важный вопрос состоит еще и в том, по результатам какого времени выплачивать премиальные. Месяц — это довольно мало для того, чтобы оценить результаты труда. Целесообразно было бы назначать ежеквартальные премии и премию по итогам полугодия либо календарного года.
Косвенное стимулирование труда работников
Только ли деньги могут повлиять на производительность труда? Ответ на этот вопрос отрицательный. Никто бы не отказался получать вдобавок к зарплате приятные бонусы.
В силу закона работодатель обязан оплачивать больничные листы, ежегодные отпуска, платить отчисления в фонды. Если в вашей фирме не соблюдается хотя бы это — это очень плохая фирма, а вы очень плохой работодатель. В такой компании кадры не будут задерживаться: работник, осознав, насколько несправедливо с ним поступают, рано или поздно уйдет в место получше.
Соблюдение вышеприведенных положений закона хорошо, но еще лучше будет, если вы введете дополнительные бонусы. Они не предполагают выплат непосредственно «в карман» работнику, но являются материальными, поскольку так или иначе связаны с компенсацией расходов работника. Это могут быть самые разнообразные дополнения:
- предоставление санаторно-курортных путевок бесплатно или со значительной скидкой;
- предоставление полиса ДМС;
- оплата «отгулов»;
- оплата образования работников (полная или частичная);
- компенсация оплаты проезда на общественном транспорте или компенсация ГСМ;
- компенсация платы за услуги сотовой связи;
- предоставление бесплатного питания;
- оплата детских садов для детей сотрудников;
- выдача подарков детям работников на различные праздники (день знаний, новый год и т.д.);
- доставка служебным транспортом до места работы и обратно;
- выдача каких-либо скидочных карт, купонов, абонементов.
Вряд ли можно представить себе работодателя, который использует все эти методы косвенного стимулирования работников. Но если в компании имеется хотя бы несколько из них, то это — хорошая компания.
Устанавливать одинаковый пакет бонусов для всех сотрудников неэффективно: не будет стимула стараться работать. Нужно установить градацию бонусов в зависимости от производительности труда. Например, Мария Ивановна хорошо проявила себя за полгода, поэтому она получает полугодовой абонемент в фитнес-клуб. А Степан Сергеевич отлично справлялся со всеми заданиями в течение года, поэтому в следующем году компания будет вносить оплату в детский сад, который посещает его ребенок.
Сущность нематериального стимулирования
Нематериальное стимулирование не предполагает каких-либо выплат работнику либо возмещения его затрат. Но наличие нематериального стимулирование в компании будет еще больше мотивировать работников к хорошей работе.
Нематериальное стимулирование может включать в себя:
- предоставление гибкого графика работы, дозволение иногда работать на дому;
- устная благодарность от руководства за проделанную работу;
- установка стенда, на который вывешиваются фотографии лучших сотрудников;
- награждение дипломами, благодарственными письмами;
- приоритет при составлении графика отпусков;
- персонализация рабочего места с указанием ФИО и должности сотрудника.
Придумать можно еще массу методов нематериального стимулирования. Согласитесь — это не затратно, поэтому имеет смысл попробовать реализовать подобное в своей фирме.
Видео
В видеоматериалах вы найдете полезные сведения про мотивацию работников.