Как спасти школьные уроки музыки… и не только в Великобритании
Музыка как предмет может исчезнуть из школ Великобритании. Согласно исследованию Союза музыкантов (The Music Commission), музыкальное образование в школах не учитывает реальных интересов и предпочтений молодых людей. Слишком быстро развиваются и устаревают технологии, но именно они могут помочь предотвратить исчезновение музыки из школьной программы. Тем не менее, новые технологии практически не используются в современных моделях обучения, говорят авторы исследования.
Что же происходит?
Опасность «устареть» или просто исчезнуть
Существует опасность, что разрыв между музыкальным образованием и тем, как молодые люди используют технологии, может привести к тому, что современные модели обучения быстро устареют. Нынешние молодые люди, как никогда раньше, слушают музыку, делятся музыкой и делают музыку. И способы, которыми они это делают, радикально меняются. Тем не менее, в музыкальном образовании мы имеем слишком большое различие между музыкой в классной комнате и музыкой вне стен школы. Ученик получит гораздо больше пользы, если эти противоположные миры взаимодополнят друг друга.
Исследование Союза музыкантов показывает растущее число школ, где музыка теперь необязательна на 9 курсе в Англии, несмотря на то, что данный курс прописан в национальной учебной программе. Между 2012/13 и 2016/17 музыка как обязательный предмет для девятого курса учеников снизилась во всех школах страны с 84 до 62 процентов. Хотя, как считают исследователи, количество времени, уделяемое преподаванию иузыки, как и его качество, имеет решающее значение для развития учеников и их прогресса.
Чему и как учить молодых людей на уроках музыки, в настоящий момент определяют сами учителя в школах. Определение качества преподавания музыки и его оценивание сильно различаются в школах. Союз музыкантов считает, что учебный план предмета должен быть определен на местном уровне, а качество преподавания четко отражено в стандартах.
На наш взгляд, школы и учителя выиграют от большего количества руководств и ресурсов для обучения таким компонентам музыки, как нотная грамота, слушание, пение, игра, сочинение и имровизация. Это, в свою очередь, будет поддерживать возможность учиться, практиковать и выступать в различных ансамблях и группах, стремиться к высоким стандартам как внутри, так и вне школ и поможет вернуть музыку на свое место — в сердце школы.
Недорогие технологии должны быть в центре музыкального образования
Технологии открывают широчайшие возможности для обучения, создания и участия в музыке, начиная с приложений, которые позволяют пользователям сочинять цифровую музыку на смартфонах до видео «как научиться играть на гитаре» на YouTube. Технологии позволяют нынешнему поколению слушателей исследовать любую эпоху или любой стиль музыки в любое время,позволяют импровизировать вместе, получить доступ к виртуальным учителям и соревноваться друг с другом в цифровом пространстве.
Новые технологии все чаще предоставляют доступные, недорогие средства для создания и распространения музыки, и это должно стать центральным элементом музыкального образования, считают авторы исследования.
Цель школьного музыкального образования — поддержать каждого ученика в его музыкальном развитии, предоставить возможность приобретать опыт и глубину познания. Для одних учеников отправной точкой музыкального развития может стать обсуждение, а затем понимание основ музыкальной истории и композиции; для других это могут быть практические навыки, с помощью которых при поддержке учителя ученики смогут сочинять музыку. Третьи найдут свой путь развития через самообучение или внеклассные школьные мероприятия. С помощью технологий все маршруты развития становятся доступными для каждого ученика. Технология дает возможность смешать все эти пути и сделать их доступными для каждого ученика.
Популяризация предмета среди родителей
Как оказалось, многие родители понятия не имеют о значении музыки для развития их ребенка. Исследователи узнали, что музыкальная терминология не понятна родителям и сам язык музыки зачастую слишком тяжел для них. В то время как есть огромный круг онлайн-ресурсов, посвященных созданию музыки, многие родители и ученики не знают, где они могут найти подходящие качественные возможности для обучения.
На наш взгляд, необходимо наладить патнерские тношения между родителями и музыкальной индустрией в вопросе развития соответствующих ресурсов, ориентировать родителей на информацию о значении музыкального образования, сделать предмет более понятным, помочь семьям получить доступ к различным вариантам музыкальгого развития ребенка.
Есть ли подобная опасность для музыки в российских школах?
По мнению россиян, один из самых бесполезных предметов школьной программы, которые не пригодятся детям в жизни — музыка. Не секрет, что зачастую уроки музыки скучны и неинтересны.
По мнению многих родителей, да и самих детей, музыка в школах оторвана от практики. Дети не понимают музыку, потому что не понимают музыкальный язык, не говорят на нем. Они не знают нотную грамоту, не владеют основными музыкальными понятиями, не ориентируются в стилях, эпохах и жанрах. Часто уроки музыки превращаются в нудные уроки музыкальной литературы, а практически единственной деятельностью является пение, в то время как, согласно стандартам, учащиеся должны активно вовлекаться в предмет, быть не только пассивными слушателями или интерпретаторами, а деятельностными авторами и импровизаторами.
Что говорят наши специалисты
Уроки музыки в школе могут быть совсем другими, считает профессор кафедры истории и теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения Нина Александровна Бергер. По ее словам, музыкальное образование может остаться самостоятельной образовательной областью, так же, как умение считать для историка или знание русского языка для биолога. Общее музыкальное образование может и должно стать фундаментом для профессионального образования. Для этого есть новые возможности и технологии, уверена профессор.
Новые возможности для музыки в общеобразовательной школе
Музыкальное образование должен получить каждый ребенок, независимо от способностей, в условиях коллективного обучения в рамках образовательного стандарта. То есть каждый ребенок может проявить себя как слушатель, как исполнитель и как композитор. Проблему, с которой сталкивается каждый учитель музыки, можно решить с помощью новых возможностей. Это электронные клавиши с головными наушниками, которые обеспечивают возможность индивидуально-коллективных занятий при любой наполняемости класса. Всем учащимся дается задание, и учитель при помощи пульта слышит, как его выполняет каждый ученик. Таких возможностей не было до конца 20 века, как и опыта рабты в этом направлении — он начал формироваться только сейчас.
Почему именно электронные клавиши?
В отличие от электронных клавиш, любой другой инструмент звучит «вслух» и с большим трудом дает возможности коллективного обучения, причем с очень отдаленным и непредсказуемым результатом. Начинать обучение можно с нарисованных клавиатур на бумаге формата А4.
Цель музыкального образования в общеобразовательной школе — развить личностные качества ученика: отзыв на прекрасное, на художественно-эстетические ценности, формирование системы ценностей, развитие мышления через звук, голос и руку. Полноценное базовое общее музыкальное образование можно осуществить только при взаимодействии голоса и руки, способной быть вторым интеллектуальным органом.
Еще в 70-х годах прошлого века обучение детей нотной грамоте не входило в программу обучения (программа Д.Б.Кабалевского) и считалось необязательным. Сегодня для этого есть новые технологии: электронные клавиши для разучивания мелодий, компьютерные программы для аранжировки, есть методика и опыт обучения нотной грамоте и игре на клавишах в условиях коллективного музицирования.
Учителям и родителям. Важно!
Еще полвека назад лауреат Нобелевской премии Дж. Х. Вант Хофф, исследовав несколько сотен исторических личностей в науке, пришел к выводу, что самые инновационные из них помимо науки занимались творчеством и обязательно — музыкой. Через 5-10 лет от сегодняшних учеников школ во взрослой жизни потребуются новые умения и навыки, например, умение находить творческие решения. Это умение формируется с помощью инженерного мышления через интеграцию искусства и технологий.
О важности развития панорамного, ассоциативного, парадоксального мышления при помощи музыки в общеобразовательной школе неустанно рассказывает в своих лекциях и концертах музыковед и скрипач Михаил Казиник. По его словам, практически все нобелевские лауреаты в детстве занимались музыкой: Эйнштейн со скрипкой и Планк у рояля — далеко не случайность! И если ученикам скучно и неинтересно на уроке, значит, надо что-то менять.