Как развеять инклюзивный обман?
Несмотря на то, что инклюзия стала одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, она не стала системным явлением в школе. Это не только мое мнение, основанное на собственной практике работы с детьми с ОВЗ на протяжении уже 6 лет, наблюдениях и анализе статей. Так считают многие московские учителя, с кем общаюсь по работе. Такое мнение услышала и от специалистов, слушая «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы». Реально выстроенная инклюзия в школах — это штучный товар, считает завкафедрой социальных наук школы «Интеллектуал» Ольга Погонина.
Хорошо организованная инклюзия это — прежде всего командная работа, которая начинается с предварительной оценки ситуации в классе, с понимания потребностей каждого ученика, считает учитель-дефектолог школы №17 Невского района Санкт-Петербурга Ольга Акимова. «В команде работают специалисты — дефектолог, логопед, психолог, есть сопровождающие либо тьюторы. Каждый специалист- не механическая фигура, а профессионал», — отметила она в ходе дискуссии по инклюзивному образованию. Хорошо организованная инклюзия — это хотя бы один человек в дожности куратора, за нее отвечающий и регулирующий весь процесс. Техническое оснащение и средства обучения, без них работать с детьми с особенностями здоровья невозможно.
Хорошо организованная инклюзия — это, конечно, учитель. Не верьте, что учитель в классе может быть одновременно и психологом, и дефектологом, эдаким универсалом. Не готовят пока таких в наших университетах. Но реальными компетенциями работы с детьми-инвалидами учитель в таких школах обладает. Инклюзию нужно пропустить глубоко через себя, уверена преподаватель Института им. Л.С.Выготского РГГУ Ирина Перелыгина. Иначе нет смысла работать с детьми с ОВЗ, иначе инклюзия становится имитацией.
Представьте ситуацию, когда учителю в класс к 25 ученикам «подбрасывают» в лучшем случае одного ребенка-инвалида или ребенка с поведенческими особенностями. В худшем — несколько детей с разными диагнозами. Команды специалистов нет. Поддержки психологической нет. Технических средств нет. Учитель остается один на один с классом и детьми с ОВЗ и не знает, что делать. Может ли он один справиться с ребенком с синдромом Дауна, или плоховидящим? Ответ очевиден. Даже если учитель находит время для курсов повышения квалификации, и учится дополнительно, чтобы хоть как-то разобаться что к чему. Даже если он всеми силами пытается помочь ребенку с ОВЗ, и у него это мало-мальски получается.