Как работает наставничество в российских школах: группы взаимоподдержки
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Зачем школам наставничество
Национальный проект «Образование» и федеральная программа «Современный учитель» описывает не одну, а пять целевых моделей наставничества:
- «учитель — учитель»;
- «ученик — ученик»;
- «студент-ученик»;
- «работодатель — ученик»;
- «работодатель — студент».
Цель этих практик — передавать опыт, компетенции и ценности в группе, где нет формальной иерархии и обязательств. А отношения в ней строятся на доверии и партнерских принципах. В случае модели «ученик-ученик», это называется «группа взаимоподдержки». Педагог в ней выступает куратором ученических неформальных объединений.
По мнению Светланы Буглак, наставничество стало востребованным из-за деструктивных тенденций в обществе: увеличилось количество детских преступлений, школьники вовлекаются в политику, в маргинальные сетевые сообщества. Дети склонны объединяться как под присмотром взрослых, так и без него — и хорошо, если это происходит под знаком плюс. Хуже, если взрослые замечают деструктивные группы постфактум — и имеют дело с последствиями.
«В самом слове „наставничество“ виден глубокий правильный корень: наставлять на путь истинный, учить чему-то хорошему. Это не выравнивание образовательных результатов. Его цель — вовлечь детей в полезную и конструктивную деятельность, что нереально сделать только на уроке», — говорит эксперт.
Например, в школе № 8 Спасского района Приморья разновозрастные группы учеников объединяет увлечение робототехникой. Старшеклассники и ученики 5-7 классов вместе строят роботов, программируют их, вместе выезжают на соревнования. Старшие ученики, обладающие большими знаниями и навыками, передают их младшим, одновременно заражая их своим интересом к технике, в этом и заключается наставническая практика.
Как это работает
В стереотипном понимании группа взаимопомощи — это когда хорошие ученики «подтягивают» отстающих. Но это совсем не так.
Помощь отстающим — это лишь один из возможных элементов в системе наставничества, замечает Светлана Буглак.Прикреплять хороших учеников к неуспевающим в большинстве случаев неэффективно. Если внутри одного класса «прикрепить» отличника Васю к двоечнику Пете системно и надолго, то, скорее всего, в проигрыше окажутся оба.
Отличники и без дополнительной нагрузки всегда заняты и испытывают дефицит времени. К тому же, их родители могут высказать недовольство. Ну, а двоечник почувствует себя ущемленным: ведь ему дают понять, что он хуже остальных, а сравнивать детей ни в коем случае нельзя. В таком случае у ребенка формируется позиция «неуспешности» и нежелание воспринимать наставления.
Со временем эффект от такого партнерства может стать обратным: не Петя станет лучше учиться, а Вася наберется плохих привычек от своего «подшефного». Более результативно, если ученик старшего класса, успешный в каком-либо предмете, помогает младшим.
Но группы взаимоподдержки формируются отнюдь не только с целью выравнивания образовательных результатов. Бывает, что помощь нужна новичкам, детям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам, ребятам с выдающимися способностями. Во всех этих случаях наставник из числа сверстников или старшеклассников становится именно тем, кто подаст руку помощи и эффективно решит проблему.
Но не стоит во что бы то ни стало стремиться охватить наставническими практиками как можно больше учеников, насаждая их сверху. Смысл наставничества — сделать детей значимыми для них самих, и, как следствие, успешными.
И, конечно, эффективная взаимопомощь может быть только на добровольной основе: сам наставляемый должен хотеть, чтобы у него был наставник — иначе ничего не получится, кроме красивой картинки для отчета. Заставить быть наставником нельзя — эта практика должна быть основана на понимании пользы и взаимной выгоды».
Когда и как внедрять
Дети могут выступать наставниками для других детей, начиная со среднего звена — все-таки в начальной школе их ценности и навыки еще не сформированы. А вот более старшие ученики могут передавать другим опыт волонтерства, приобщать к поисковой работе, к экологической культуре, побуждать к совместному творчеству. В наставничестве наиболее перспективны разновозрастные проектные группы.
«Мы убедились в этом на примере «Точек роста», которые создаются сейчас по всей стране, — рассказывает Светлана Буглак. — Фактически, в них и возникают группы взаимопомощи в образовательном процессе: старшеклассники получают возможность закрепить свои знания, передавая их младшим ученикам в работе над совместным проектом. Младшие же расширяют свои знания и учатся применять их на практике. Так и работает модель «дети учат детей».
Разный возраст и объединение общей темой снижают риск конфликтов. Простой пример: в малокомплектных школах нет такого явления, как буллинг. Учителя объясняют, что это связано с малым количеством детей. Эти школы готовят и проводят праздники всей школой, всеми своими 50-ю учащимися, участие 100%, но конфликтов нет. Дело не в количестве, а в качестве построения взаимоотношений.
А вот в больших школах бывает, что класс из 30 человек может переругаться и ополчиться против кого-то одного. В одной возрастной группе, дети очень тяжело переживают свои неудачи на фоне успешности своего сверстника. Разновозрастная группа, объединённая какой-либо целью, даст больший результат для всех вовлеченных в деятельность, нежели мероприятие, хорошо спланированное классным руководителем.
Как наставничество меняет школу
Бывают совершенно уникальные примеры того, как с помощью наставничества можно разрешить сложные ситуации. Юлия Сеничева рассказала о некоторых из них:
«В прошлом году была такая история в одном из районов Приморья: у учителя из сумки во время уроков пропал кошелек, и было понятно, кто это сделал. Все могло закончиться уголовным делом — поскольку ученики уже были старше 14 лет. Но учительница поступила следующим образом: она предложила ученикам совместный социально-экономический проект. Они стали выращивать и продавать цветы и рассаду, и сам трудный подросток, совершивший кражу, работал лучше всех, и для него это был серьезный жизненный урок.
Учительница дала ребятам возможность почувствовать цену заработанных собственным трудом денег. Педагогическое мастерство и человеческая мудрость позволили организовать оптимальную форму наставничества, которая имела огромный воспитательный эффект. В итоге заработанных коллективом денег хватило на осуществление давней мечты — совместное путешествие классом. Интересно, что, занимаясь общим делом, дети и в учебе подтянулись».