Как повысить мотивацию современных школьников к обучению

Мотивация снижается по многим причинам. Скучно на уроке, не нравится учитель, неинтересная тема и далее, далее, далее… Но как же бороться с этой проблемой?

О том, как повысить мотивацию к обучению, на очередном вебинаре компании «ЯКласс» беседовали Екатерина Борисовна Тимашпольская, учитель словесности и английского языка школы № 734 имени А. Н. Тубельского, детский писатель, лауреат конкурса «Книга года. Выбирают дети», и Мария Олеговна Ерохина, учитель физики ГБОУ города Москвы № 2075, участник сетевых сообществ физиков, опытный пользователь ЯКласс.

С проблемой снижения мотивации школьников к обучению сталкивался, вероятно, каждый учитель. И не всегда ясно, почему ребенок не хочет учиться.

Екатерина Тимашпольская, учитель словесности и английского языка школы № 734 имени А. Н. Тубельского, детский писатель: «Мотивация к обучению падает в том числе и потому, что нынешний молодой человек получает огромный объем информации, но из-за клипового мышления что-то большое, эпическое воспринимает с трудом. Тот же самый роман Толстого «Война и мир» читается тяжело именно из-за своей эпичности и своего объема».

Отсюда вытекает и проблема скуки на уроках – если ребенку неинтересно, его внимание рассеивается, и здесь как никогда важна роль учителя, который должен зажечь в учениках желание учиться, а не просто выставлять двойки за несделанную работу.

Оценки вообще – болевая точка современной системы образования. С одной стороны, это необходимый критерий, который позволяет сделать срез успеваемости и проанализировать ситуацию в классе и с конкретным учеником. С другой – со всех сторон на все лады твердят, что оценки – это не главное. Так можно ли считать оценки показателем успешности ученика?

Екатерина: Ну как пятибалльная оценка может о чем-то говорить? Как можно оценить то, как ученик читает стихотворение?  Невозможно оценивать личное мнение на «пять» или на «четыре».

Мария Ерохина, учитель физики ГБОУ города Москвы № 2075, участник сетевых сообществ физиков, опытный пользователь ЯКласс: «Оценки немаловажны. Для меня оценивание ребенка всегда сложная задача. Мне хочется, чтобы ребенок не чувствовал через оценку, успешен он или нет. Если ребенок на уроке получил развитие, то он успешен».

Но если оценки не являются показателем успешности, то что же тогда значит «быть успешным для школьника»? И как не давить на ребенка, требуя от него успеха? По этому поводу два педагога, физик и «лирик», выступили с разными позициями.

Екатерина: «Я все же настаиваю, что формулировка «требовать успеха» в корне не верная. Разумеется, есть какие-то срезы, которые необходимо сдавать, чтобы определить уровень требуемых параметров, но даже не знаний. Дайте детям свободу».

Мария: «Но если мы предоставим абсолютную свободу ребенку, то что мы получим? Есть много детей, не заинтересованных ни в чем. И мы вынуждены требовать от него какого-то успеха, потому что на выходе из школы мы все же должны получить определенный «портер» выпускника».

Но проблема снижения мотивации касается не только старших школьников. Оба спикера единогласно назвали самым сложным средний школьный возраст, когда происходят определенные изменения и в теле, и в мозге подростка. Но немаловажно и то, что ребёнок, подросток, начинает подвергать сомнению всё, что говорят и делают взрослые. А значит, и его вовлечённость в учебный процесс снижается.

Говоря о вовлечённости, Екатерина и Мария продемонстрировали два разных взгляда.

Екатерина: «Здесь только один совет – учитель тоже должен быть вовлечён, иначе не получится ничего. Он должен «зажечь» ученика».

Мария: «Слушая Екатерину, я понимаю, что хотела бы, чтобы у меня был такой учитель, который «зажигает». Я же другая, более жесткая. Если что-то положено, значит, надо это сделать. Я стараюсь использовать разные элементы в своей работе, в том числе онлайн-платформу «ЯКласс».

Мария, как опытный пользователь, провела мастер-класс по работе с цифровым образовательным ресурсом и рассказала о тонкостях, которые она использует.

Нестандартный подход к обучению, использование игровых механик, привлечение других предметов – все это вызвало живое обсуждение в комментариях, где педагоги делились своими приемами и секретами, например, о том, как связать функции синуса и биоритмы человека.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть