Как побороть прокрастинацию в режиме дистанционного обучения

Дистанционное обучение, о котором только и разговоров в последние годы, вдруг стало реальностью. И сразу оказалось, что на самом деле есть огромное количество возможностей для его реализации. 

Фото с сайта pixabay

Но, несмотря на доступность онлайн-уроков, далеко не все школьники могут организовать себя — вокруг слишком много соблазнов, из-за которых сложно заставить себя сесть за учебу. Однако учиться всё равно надо. Мы собрали советы, как помочь детям побороть желание отлынивать от учёбы, как самоорганизоваться.

Объясните родителям причины прокрастинации

Иногда детям мешают учиться дома неочевидные, на первый взгляд, вещи. В семьях они берут пример с родителей, которые сами нередко откладывают дела, обещают их выполнить, но при этом сидят в соцсетях. В таком случае ребёнок видит «плюсы» подобного поведения и начинает повторять. Также школьнику могут мешать психологические проблемы — сильный страх перед плохой оценкой или постоянные замечания бабушки во время урока по видеосвязи. Таким образом, ребёнок откладывает дела, потому что не хочет чувствовать дискомфорт, и избегает неприятного занятия. Иногда мешать может отсутствие подходящих условий — ноутбук не работает, папа постоянно смотрит футбол, а мама разговаривает по телефону. Конечно, часто виновата и классическая лень. Поэтому, если вы видите, что ученики откладывают учебу, напишите в родительский чат, объясните проблему и попросите обеспечить ученикам спокойную домашнюю обстановку.

Составьте с классом план учёбы

Если отсутствие школьной дисциплины, бесперебойный Wi-Fi и холодильник по соседству с рабочим столом окончательно расслабляют школьников, верните график и план, по которому они будут учиться. Расписание уроков, даже удалённых, должно быть чётким и понятным. Составьте с детьми чек-лист учебных задач и распределите нагрузку. Ваше желание не отставать от программы понятно, но если вы стремитесь дома за неделю прочитать с классом «Войну и мир», сделать характеристику восемнадцати персонажей, выучить отрывок про дуб и написать сочинение — прокрастинация неизбежна. Постарайтесь кратко объяснить детям план уроков и действовать постепенно.

Учите расставлять приоритеты

Некоторые дети сильно затягивают работу — долго готовятся и всё время отвлекаются. Например, школьнику задали отметить все столицы Европы на контурной карте разными карандашами и для каждого города выписать достопримечательности. Задание может растянуться на три часа: сначала ребёнок точит все карандаши, перебирает стопку учебников в поисках карты, смотрит пару выпусков «Орла и Решки», успокаивая себя и родителей, что это по теме и… устаёт. Вроде, работа началась, но ни на йоту не продвинулась. Поэтому на время домашнего обучения откажитесь от необязательных или дополнительных действий на ваших уроках — пусть все задачи будут максимально понятными, сжатыми и доступными.

Играйте в игры

Когда человек постоянно находится в одном и том же помещении практически без смены впечатлений, мозг автоматически может перейти в режим «сохранения энергии». Так что посоветуйте ученикам  следующие упражнения и попробуйте их на дистанционных уроках:

  • меняйте фразы с негативным подтекстом на более утверждающие: вместо «я должен» говорите «я выбираю». Например, не «я должен выучить таблицу Менделеева», а «я выбираю выучить таблицу Менделеева»;

  • научите школьников методу «помидора» для домашних заданий — разбейте время выполнения задания на периоды по 25 минут. То есть, двадцать пять минут ребёнок активно работает, пять минут отдыхает. Уговорить себя на четверть часа гораздо легче, чем на час;

  • добавьте соревновательный момент. Например, устройте небольшой учебный баттл на ЯКлассе: кто заработает больше всех кристаллов-баллов за день, тот освобождается от лабораторной работы.

Что делать учителю, который тоже устал и хочет отдохнуть?

Дистанционное обучение во время каникул сильно меняет формат работы педагогов. Учителю нужно справляться и с низкой мотивацией учеников, и с повышенной нагрузкой на него самого. Для этого помните про баланс работы и отдыха: ваша задача — сохранить работоспособность. Чётко объясните ученикам и родителям, в какое время вы можете ответить на  все их вопросы и помочь — чтобы в полночь ученик-сова не разбудил вас вопросом, почему в английском слово «Лондон» читается как «Ландан».

Если вы сами склонны к прокрастинации, освойте простые методики из тайм-менеджмента: например, принцип «слонов» и «лягушек» или матрицу Эйзенхауэра.

По системе слонов и лягушек вам нужно разделить свои дела на «лягушек» (это неприятные дела или действия, которые вам меньше всего хочется делать, например заполнение электронного журнала) и слонов (важные и обязательные дела, к которым вы никак не приступите — например регистрация на «ЯКласс»). По методике вам нужно «есть лягушек» каждый день в одно и то же время, а «слонов» разделить на «бифштексы», то есть на небольшие этапы, и также вставлять их в своё ежедневное расписание.

Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта (сектора). Основанием служат две оси — ось срочности по горизонтали и ось важности по вертикали, то есть каждый сектор отличается своими качественными показателями.  Поэтому в каждый квадрант записываются разные дела, и вы можете увидеть, чем вам нужно заняться сейчас, а что можно оставить на потом.

Не старайтесь провести по удалёнке всю запланированную программу в том же виде, как и в школе. Доверьте часть работы образовательному порталу ЯКласс, который сможет существенно снизить вашу нагрузку. Если вы ещё не организовывали дистанционную учебу, вот пошаговая инструкция, как это сделать:

  1. в разделе «Предметы» найдите свой курс, выберите класс и тему. 

  2. Изучите методические материалы, технологическую карту, виды упражнений.

  3. Перейдите по ссылке «Новая проверочная работа» и выберите задания для учеников. Обратите внимание, что изучение теории — тоже тип задания. 

  4. Нажмите «Продолжить».

  5. Выберите класс, с которым хотите изучить данную тему (если класс ещё не добавлен, воспользуйтесь нашей инструкцией).

  6. В настройках обозначьте, с какого момента тема будет доступна, а также выставьте (при необходимости) ограничение по времени, выберите возможность просматривать результаты и т. д.

  7. Запустите рассылку по ученикам. Данная рассылка сохранится в вашем личном кабинете. 

  8. Позже зайдите в личный кабинет и просмотрите результаты работы.

  9. Чтобы проверить, насколько хорошо ученики усвоили материал, снова заведите «Новую проверочную работу» и выберите задания для тренировки по теме. Вы также можете сразу разослать домашнюю и проверочную работы.  

  10. Разошлите ученикам новый пакет заданий. Если вы ставите ограничения по количеству попыток и времени выполнения, то лучше указывайте это в поле для инструкций, поскольку инструкция от учителя — первое, что высвечивается в сообщении ученику.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть