Как открыть подкаст студию: кейс Red Barn
Мы основали студию Red Barn в 2016 году. На тот момент у нас было 4 подкаста, а сегодня их количество приближается к 30. На своем опыте рассказываем, что повлияло на рост проекта и как открыть свою студию, которая выстрелит.
Зарождение идеи
Как и у многих, это была случайность, помноженная на опыт. С 2012 года у нас существует редакция, которая выпускает интернет медиа. Поэтому запуск подкастов стал ее логичным продолжением.
Интерес к ним появился вместе с появлением rpod.ru Василия Стрельникова — первого сервиса подкастов в России. Развитие этого направления в стране пошло как раз с создания русскоязычного портала «Russian Podcasting» и собственного подкаста Василия — «The Big Podcast».
Это казалось чем-то невероятным и сложным. Но создателя студии — Игоря Шестаченко — всегда вдохновляло что-то инновационное. Поэтому большой интерес вызвала сфера подкастинга — новая, неизведанная и перспективная.
Как только появилась возможность в плане ресурсов и денег, были запущены первые 4 подкаста — «Ребята, мы потрахались», «Мы в этом живем», «Дикие утки» и «Работник месяца». Это случилось в 2016 году. До сих пор все проекты продолжают свое существование. А подкаст «Дикие утки» ожидает перезапуска — это позволит сделать его более актуальным и отвечающим нынешнему духу времени.
Затем три года ушло на то, чтобы понять, что делать с подкастами дальше. По итогу — разобрались. Мы структурировали процесс монетизации и уже в постпандемийный период выделили подкасты в отдельную структуру. С тех пор они стали показывать кратный рост аудитории каждый квартал. Результатом этого стало почти 30 проектов за 2 года.
Нюансы, которые стоит учесть перед открытием
Чтобы запустить первую студию в Краснодаре в 2016 году, нам понадобилось около 800 тысяч рублей. На открытие последней ушло в разы больше — в районе 2,5 млн рублей. Стоит отметить, что студия, которую мы запустили в этом году, оснащена камерами. С их помощью мы снимаем видео версии подкастов.
Можно сказать одно — всего не учесть. Что бы вы ни расписывали в бизнес-планах, планировали в начале пути — все будет иначе. Так как у нас был опыт в организации подобных проектов, благодаря собственному медиа. Мы руководствовались принципом — произвести минимальные расчеты и смело их умножить на 2.
В итоге они почти совпали. Мы по максимуму вложились в оборудование и технику — взяли все самое качественное. Было понимание, что нужно брать и в каких количествах. С этой точки зрения, мы смогли учесть практически все нюансы. Но прогадали в другом.
Вопросы с отделкой, звукоизоляцией и уютной атмосферой в были не до конца учтены. При создании первой подкаст-студии мы больше сконцентрировались на техническом оснащении, нежели на уюте и ламповости. А это безусловно важно. В студии рождается химия между ведущими и спикерами. Нужно чтобы все, кто садился за микрофон, чувствовали себя комфортно.
Поэтому можно и нужно заложить базовые точки. К примеру, сколько человек будет записываться в студии. Это поможет заранее рассчитать необходимую квадратуру и подумать о рассадке. В этом плане мы немного прогадали, но быстро исправились. Поняли и приняли тот факт, что к неожиданностям нужно быть готовым и научиться на них быстро реагировать.
Распределение расходов
В первую очередь, мы тратимся на производство подкастов. На создание одного уходит не менее 300 тысяч в месяц. В эту сумму закладывается дизайн, покупка или написание музыки, ведущие, сервера, часы монтажа, работа продюсера и редактора.
В месяц на поддержание подкаст-студии уходит порядка 2,5 млн рублей. Однако это не стабильная сумма. Каждый месяц она меняется в зависимости от внешних и внутренних условий.
Также мы вложились в оборудование студии, например, у нас есть отдельная монтажная станция. В формате подкастинга крайне важно качественно реализовывать продукты. Если они делаются грубо говоря «на коленке», то имеют меньший шанс на успех. Что логично — зачем людям слушать плохую запись, когда есть масса интересного контента в профессиональном звучании.
Мы используем только технику, зарекомендовавшую себя как «золотой стандарт» в записи голоса. Многие работают по схеме: воткнуть микрофон фирмы Rode в такой же микшер, и приступить к записи.
Мы пошли по другому пути. В 2020 году технически переоснастили студию. Сменили старые микрофоны на новые, добавили предусилители, поставили noise gate для того, чтобы убрать шум во время записи.
Благодаря этому на выходе мы получаем звук отличного качества с минимальной дальнейшей обработкой. Остается только внести небольшие корректировки и смысловой монтаж.
Поэтому желательно сразу потратиться на отделку помещения, чтобы устранить эхо и любые лишние шумы. Вложиться один раз проще, чем постоянно бороться со звуком на постпродакшене. Также важно не экономить на коммуникации. Кабель, купленный за условные копейки, в дальнейшем придется постоянно менять. Можно сразу приобрести качественные продукты и забыть о них на долгое время.
Наконец, значимую долю бюджета съедают зарплаты — ведущему, монтажеру, редактору и другим сотрудникам. Экономить на персонале не стоит — это то, что делает подкаст успешным.
Поиск сотрудников
У нас есть креаторы, редакторы в рекламном отделе и в производстве контента, продюсерская группа, менеджеры. Над одним подкастом, в среднем, работают 8 людей.
Схема такая. Если это индивидуальный подкаст для бренда — менеджер общается с рекламодателем и презентует ему идею. Далее он переходит в отдел спецпроектов, который отвечает за разработку креатива. Сотрудники готовят презентации для клиента, «докручивают» концепцию.
Согласованным креативом занимаются редакторы. Они решают, насколько подкаст подходит под политику студии, не нарушает ли он закон о рекламе, и, самое главное, будет ли интересен слушателям.
После согласования продукта им занимается продюсерский состав. Они ищут ведущего, согласуют время записи, проверяют студию и оборудование.
Далее подкаст попадает на монтаж. И уже там собирается готовый проект — вставляются джинглы, подбирается музыка.
Редакционные подкасты же проживают весь этот цикл только в редакции. Рекламодатель уже не влияет на концепцию и идею — всем занимается только наша команда.
В подкастах сотрудники очень связаны друг с другом и зачастую границы ролей размыты. К примеру, ведущий может предложить редактору осветить тот вопрос, который изначально не был заложен. Это постоянная коллективная работа.
Выбор ведущих
Сначала собирается фокус-группа, в которой мы обсуждаем идею, в том числе, какой спикер идеально впишется в концепцию. Например, девушка это или мужчина, молодой или более опытный, с мягким голосом или обладающий басом. Далее продюсер начинает искать ведущих по этим параметрам.
Бывает и по-другому. Например, на собеседовании с ведущим мы понимаем, что он не подходит под конкретный подкаст, но при этом прекрасно вольется в другой. Даже если тот еще находится на стадии разработки.
У нас так произошло, когда мы искали ведущего на подкаст «Семейный чат». А в итоге нашли харизматичного брутального спикера на совершенно иной проект, который запустили именно под него.
К нам пришел Сергей Прохоров. Его низкий голос и брутальная харизма не совсем отвечала настроениям «Семейный чат». Но мы тут же сориентировались и поняли, что он будет прекрасно звучать в другом формате. На ум сразу пришел проект, где люди рассказывают о своих впечатлениях, делятся чем-то родным и даже немного сокровенным.
Так был создан проект «Город» — уютный подкаст о самых красивых местах нашей страны. Теперь в каждом выпуске Сергей и гости из самых разных города России и СНГ рассказывают о его мифах и легендах, районах, выдающихся личностях, а также местах, которые стоит посетить.
В целом можно сказать, что ведущий выполняет одну из основных ролей. Именно его имя, а не название студии, запоминают слушатели. Между ведущим и аудиторией выстраивается определенный доверительный контакт. И когда это так — слушатели не воспринимают рекламный контент негативно.
Nielsen проводил серию исследований на эту тему. Из них известно, что 83% людей положительно относятся к рекламе в своих любимых подкастах, а 62% узнают о новых продуктах только благодаря им.
Способы заработка
В основном, мы получаем доход от сотрудничества с рекламодателями. Цена здесь сильно разнится и зависит от их запросов. Например, для одного сервиса достаточно сделать небольшую интеграцию в выпусках по минимальной стоимости. Это относится к формату мидролл.
Есть другие компании, которые заказывают подкасты под ключ. В этом случае они записываются конкретно под продукты или услуги рекламодателя. Это более глубокая история — необходимо составить бэкграунд подкаста от начала и до конца. Определить подходящую ЦА, интересные для нее темы, формат подачи рекламы. Соответственно, цена здесь будет намного выше.
Такой подкаст у нас есть с сервисом hh.ru. «Захантили» посвящен вопросам трудоустройства в крупные компании. Чтобы запустить подкаст, мы выяснили, что будет интересно и актуально аудитории. Также обратились к HR крупных компаний, которые поделились с нами, как к ним можно попасть на работу. Далее необходимо было найти компетентного ведущего. После долгих поисков у нас получилось. В итоге подкаст занял топовые позиции в Яндекс.Музыке, Castbox и на других площадках.
Также есть формат спецвыпуска. В нем рекламодатель может заказать особую механику, обложку на выпуск, джингл. Мы интегрируем заказчика на протяжении всего спецвыпуска.
Еще есть вариант генерального спонсорства на сезон. В этом случае заказчик выступает спонсором редакционного подкаста. То есть, он регулярно упоминается на протяжении сезона — это 10-12 выпусков.
Хороший способ войти на рынок подкастинга — начать вести выпуски со своими сотрудниками. У нас, например, много удаленщиков, и чтобы люди лучше знали друг друга, мы запустили свои личный корпоративный подкаст. В нем рассказываем, чем увлекается сотрудник, что у него на страницах в соцсетях и прочие забавные факты. То есть, убиваем двух зайцев одним выстрелом: и сближаем коллектив, и совершенствуем подкасты.
Подытожим
Чтобы открыть студию, нужно придумать идею и определить, почему ее важно доносить именно в формате подкаста. Найти сотрудников, которые будут готовы работать над общим делом. Особенно важно отыскать компетентного, харизматичного ведущего, чтобы завоевать любовь слушателей.
Также вложиться насколько возможно в качество подкастов — здесь же оборудование, хорошая студия, интересные и актуальные темы, полезный контент. Наконец, душа.