Как не убить любопытство: сценарии проектной работы
Уильям Батлер Йейтс: «Образование — это не заполнение ведра водой, это — зажигание огня»
Условия дистанционного обучения таковы, что школьникам разного возраста так или иначе беспрерывно приходится готовиться к тестам и контрольным работам. Как быть с горящими глазами и увлечёнными предметом учениками? Как зажечь искру и увлечь школьников? Об этом поговорим в статье.
Начну, пожалуй, с истории. Жила-была девочка. Каждое утро она с улыбкой выходила из дома и садилась в школьный автобус. Но… но она не могла смириться с мыслью, что теперь надо изучать математику и физику. Учителю удалось убедить её, что это не для неё, её мозг не способен понять элементарных вещей. Она отчаялась и приняла это как очевидный факт.
Знаете, чем закончилась эта история?
Она стала доктором технических наук! Её имя — Барбара Оакли, и сегодня она автор бестселлера «Думай как математик» и одного из самых популярных курсов на портале Coursera «Learn how to learn». Спустя годы она поняла, почему не смогла увлечься математикой ранее: методика и подход к обучению требовал совершенно иного результата, ещё и непрофессионализм учителя сыграл свою роль.
«Учиться значит творить!» — утверждает Барбара Оакли. Человек лучше учится, когда сам активно создаёт что-то конкретное и приобретает знания в ходе практических действий. Безусловно, если этот процесс выполняется в команде, результат будет более значительным, как для учителя, так и для учеников. В этом заключается «спираль обучения» Митчела Резника.
Подход Митчела Резника из медиалаборатории Массачусетского технологического института включает креативность как умение фантазировать, выдвигать и развивать идеи, сообща работать над важными проектами. Его подход состоит в прохождении спирали обучения через творчество 4П: проекты, пылкая увлечённость, партнёры, процесс игры.
Важным моментом с точки зрения автора является проектная работа. Творческий подход и определённого рода свобода творить дают школьникам потенциал и «поле» для работы над задачей. Представим себе, что мы на уроке французского языка совместно со школьниками разрабатываем проект, посвящённый приезду французов в российский город: как подготовиться, как встретить, что в городе показать, какие фразы и слова использовать в общении. Сейчас, конечно, непросто представить себе такую ситуацию, но хочется верить в скорое «открытие неба».
«Пылкая увлечённость» подразумевает высокий уровень мотивации при реализации проекта. Детям на самом деле должно быть это интересно: в понятном для них формате, на понятном для них языке, с целью, достижение которой их порадует. Продолжая тот самый проект с французским языком, можно согласиться, что ученикам будет значительно интереснее изучать тему «ориентирование в городе» в рамках проекта подготовки к общению с французами, чем просто заучивать тексты из сборников тем.
Партнёрство — важный элемент данной концепции. Вот что пишет Барбара Оакли о командной работе. Это поможет: увидеть ошибки в своих суждениях; улучшить процесс получения знаний, поскольку, объясняя материал другим, школьники смогут сами лучше его понять и закрепить; научить оперативно мыслить и реагировать в стрессовых ситуациях; познакомить школьников с новыми людьми.
Процесс игры подразумевает создание конкретных условий достижения результата. Вопросы использования технологии геймификации в процессе обучения я поднимала в статье «5 причин использовать геймификацию в обучении». Это позволит активизировать процесс работы и повысить вовлечённость. Вернёмся к примеру с проектом по французскому языку: разрабатываем шкалу баллов за каждый этап, накапливаем и в конце получаем «призы», разгадываем шифр и т. д.
Ниже я предлагаю свой вариант сценария проектной работы. Важно: его можно использовать и в условиях дистанта, и (на будущее) в начале учебного года, чтобы помочь детям с интересом включиться в образовательный процесс.
Теперь перейдём к практике!
Пример с проектом на уроке французского языка
Шаг первый — выбрать тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевой проект. В нашем случае речь о практико-ориентированном проекте, предполагаемый результат — подробная программа посещения французами города Х с чётко прописанными разговорными моделями в каждом месте посещения. Важно сначала определить, в каком виде сдаётся проект: презентация, исследование-доклад или иное.
Шаг второй — определить этапы проекта и фиксируем сроки:
-
Подготовка. Формируем команду, определяем роли и суть проекта.
-
Планирование. План проекта, задачи, критерии успеха.
-
Исследование. Выполнение задач проекта.
-
Выводы. Анализ итогов, выводов. Оформление проекта.
-
Защита. Представление проекта.
Шаг третий для учителя — разработать систему рейтинговой оценки, определив самые важные критерии. В нашем случае система может выглядеть так:
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов |
Критерии оценки |
Баллы |
Оценка работы |
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы |
5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений |
5, 10, 20 |
|
Практическая ценность |
5, 10 |
|
Уровень самостоятельности участников |
10, 20 |
|
Качество оформления записки, плакатов и др. |
5, 10, 15 |
|
Оценка рецензентом проекта |
5, 10 |
|
Оценка защиты |
Качество доклада |
5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме |
5, 10, 20 |
|
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету |
5, 10 |
|
Ответы на вопросы учителя |
5, 10 |
|
Ответы на вопросы аудитории |
5, 10 |
180–140 баллов — «отлично»;
135–100 баллов — «хорошо»;
95–65 баллов — «удовлетворительно»;
менее 65 баллов — «неудовлетворительно».
Шаг четвёртый — сформулировать цель для команд школьников. В нашем случае она может звучать таким образом: организовать досуг группы французских школьников в городе Х самостоятельно, без участия переводчиков и гидов. Определяем при этом задачи: встреча в аэропорту, выбор и заселение в отель, питание, транспорт, экскурсии и места в городе, прощание в аэропорту. Предварительный итоговый результат: довольные своим путешествием французские школьники.
Конечно, для учеников мы можем создать легенду: «Ваши французские друзья, школьники из города Страсбург, собираются посетить ваш город Х. Они давно мечтали посетить Россию. Многие из них уже купили билеты, но… В последний момент их учитель был вынужден отменить поездку по личным причинам. Несмотря ни на что они решили отправиться в путешествие всем классом. Им нужна ваша помощь! У них нет информации о том, что посетить в вашем городе. Более того, у них нет сопровождения и они не говорят по-русски. Организуйте их поездку. Пусть это путешествие останется в их памяти навсегда!»
Шаг пятый — старт работы над проектом.
Обобщая изложенный материал, хочу поделиться основными моментами:
-
организуйте работу в команде. Это относится в первую очередь к старшим школьникам. Для них это особенно актуально, учитывая их возрастные особенности.
-
Используйте проектный подход. Каждая тема — отдельный проект, включающий совместную работу над темами, как практическими, так и теоретическими.
-
Создавайте мотивационные факторы: оценка работы команды (по результату, по процессу), оценка каждого отдельного члена команды.
-
Прибегайте к методу «сначала сложное, потом простое». Сначала изучаем самые сложные и требующие времени темы, потом работаем с более простыми.
-
Организовывайте тестирование — это мощный способ обучения. Можно организовать само тестирование или тестирование в рабочих группах по проектам.
-
Геймифицируйте: баллы, шифры. Подробнее я уже писала на эту тему.
Комментарий «ЯКласс»: «В условиях дистанционного обучения важно соблюсти баланс между необходимыми контрольными срезами и интересными динамичными уроками. Так как до конца учебного года осталось совсем немного, проект — возможность решить вопрос с оценками и при этом не загнать школьников бесконечными тестированиями, а дать им возможность творчески самореализоваться.
Здесь «ЯКласс» может вам помочь. В разделе «Предметы» есть возможность создавать собственные задания, в том числе с ответом в виде файла — даже если вашего предмета пока нет в списке.
Ученики могут выполнить задание и загрузить в систему файл: картинку, текстовый документ, ссылку на видеоролик и другие.
В настройках выберите вариант «Задание с ручной проверкой» и выставляйте баллы, например, в соответствии с системой, приведённой выше».
Австрийский психолог Альфред Адлер сказал: «Наиболее важный фактор пробуждения внимания — это подлинный и глубокий интерес к миру». Интерес к миру порождает любопытство, одно из самых важных качеств гармоничной личности. Работа над образовательными стандартами ведётся постоянно, но каждый из учителей отдаёт себе отчёт в том, что вряд ли эти изменения станут нашей реальностью в ближайшие годы. Как бы это ни было печально, именно от нас зависит уровень того самого любопытства к предмету. Давайте будем не заполнять вёдра, а зажигать огни!
Об авторе: Наталия Горячева, учитель иностранных языков, магистр Университета Кларка (США), призёр международного конкурса EdCrunch в номинации «Лучшая идея в онлайн-курсах» за образовательный квест для начинающих изучать французский.