Как научить работать без инструкции
![](http://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2020/08/kak-nauchit-rabotat-bez-instrukcii-9cd9476-780x470.jpg)
Я бывший инженер, информатику стала преподавать в школе уже в зрелом возрасте. Поэтому элементы инженерного образования, которые сегодня активно внедряются в учебный процесс, не могу, конечно, ни приветствовать. Но меня, как и Ларису Соловьеву, волнует, что современные дети очень часто не готовы к тому, чтобы проявлять инициативу и быть настоящими инженерами — критически мыслящими, креативными, находчивыми.
У учителя информатики школы № 5 г.Ростова-на-Дону Татьяны Васильевны Дедюлькиной в детстве LEGO было любимой игрушкой, ее наборы сохранились до сих пор: ими уже играют внуки.
Элементы робототехники у нас включены в программу технологии с 5 класса. Дети очень любят собирать конструкторы LEGO Education, но в этом году столкнулась с тем, что первым делом спрашивают, где инструкция? Я им говорю в ответ, так давайте соберем сначала то, что вы хотите. Благо конструктор для этого просто идеально подходит. Нет, без инструкции не правильно, отвечают ребята.
Или, например, готовимся к соревнованиям, а мальчик, который уже имел опыт участия, объясняет: движения роботов по траектории в с прямыми углами точно не будет, их сложно программировать. На мой ответ «Так это же интересно, что сложно, давайте попробуем!» качает головой: в инструкции не предусмотрено.
Раньше говорили, что есть два способа найти информацию в книге — «русский» и «немецкий». Немецкий, когда открываешь оглавление и смотришь соответствующий раздел, а русский, когда листаешь, пока не найдешь нужную информацию. Вспоминаю, как мой сын неожиданно звонил мне на работу. Не было еще сотовых телефонов и телефонных линий в каждом помещении, нужно было идти в другой корпус здания. Вот идешь и думаешь, что же случилось? А на другом конце трубки восторженный голос: «Мама, посмотри какое красивое уравнение я решил»! Тогда злилась ужасно, а сейчас понимаю, как здорово, когда дети самостоятельно проявляют фантазию, делают свои открытия.
Увы, сейчас красоту решения заменила красота презентации. Выступают ребята на конференции, некоторые доклады замечательные, но я начинаю задавать вопросы и выясняется, что за превосходным оформлением скрывается скачанное из интернета и неосмысленное содержание.
Не подумайте, что я решила публично побрюзжать! Просто делюсь с вами общим контекстом, в котором приходится работать и хочу рассказать о том, как с этой, на мой взгляд, негативной тенденцией борюсь.
Наборов LEGO Education у нас на всех, к сожалению, не хватает. Чтобы не разбирать их после каждого урока (это для детей, только получивших результат, часто большая трагедия) я нашла отличный вариант. Представьте, тебе подарили собаку, а через час забирают обратно. Чтобы история не походила на отобранный подарок, я использую бесплатную программу LEGO digital designer, которая позволяет не только бороться с дефицитом наборов, но, самое главное, научить детей реальному проектированию и креативному мышлению.
В программе в 3D-режиме те же самые привычные детали, и я даю ребятам полную свободу придумывать, все что они хотят. Девочки, например, замки собирают, мальчики какие-то военные приспособления. Затем мы вместе смотрим, какие модели больше всего понравились, как можем их доработать и собрать с использованием тех деталей, что есть в наличии.
Мы не только собираем, но и тут же программируем. Для этого я использую Scratch, а в перспективе язык Python, сейчас сама его вместе с ребятами осваиваю. Для LEGO Python очень хорош. Думала, что дети разочаруется, когда узнают, что я не знаю его. Призналась им и сказала, что если вы научитесь быстрее и лучше меня, будете помогать мне. Поэтому мы сейчас с ними вместе учимся.
Да, дети не такие как мы, но что мы без них?
О LEGO Digital Designer
Перед вами поле, на котором можно собирать модели из любых деталей, двигать, поворачивать, при необходимости менять цвет.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-nauchit-rabotat-bez-instrukcii-2336bfb.png)
Готовая модель выглядит вполне реалистично, ее можно запустить, рассмотреть под разными углами.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-nauchit-rabotat-bez-instrukcii-b6652fe.png)
Весь процесс сборки записывается и в конце ты получаешь пошаговую инструкцию, которой можно поделиться с другими учениками или просто, как на машине времени, смотришь, что можно было бы сделать более оптимально. Особенно полезна такая функция при сборке реальной модели.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-nauchit-rabotat-bez-instrukcii-96135ac.png)
Готовую модель можно поместить на какой-то красивый фон — космический, в пустыню и так далее. Потом включить запись и автоматически сделать ролик, который оставить себе на память или послать родителям как результат своей работы.
![](/wp-content/uploads/2020/08/kak-nauchit-rabotat-bez-instrukcii-1822b0a.png)
Очень хорошую инструкцию по работе в LEGO Digital Designer можно найти по ссылке.
Об авторе: Татьяна Васильевна Дедюлькина, учитель информатики МАОУ «Школа № 5» г. Ростова-на-Дону. В школе создан «Ресурсный центр робототехники «РоБот». Робототехническая лаборатория рассчитана на 14 рабочих мест, оснащена конструкторами LEGO Education для детей дошкольного и младшего школьного возраста, компьютерным мобильным классом, состоящего из ноутбуков для программирования собираемых детьми моделей.