Как научить ребенка побеждать?
В Екатеринбурге появилась новая высокоэффективная методика развития детей – ментальная арифметика. С момента запуска проекта прошло уже два месяца, и теперь мы видим не только огромный интерес – но и первые результаты. U—mama поговорила с детьми, родителями, посидела на занятиях – и рассказывает об этом!
О ментальной арифметике в двух словах
Ментальная арифметика – методика с тысячелетней историей. В начале 21 века она обрела новую жизнь и большую популярность: в 52 странах мира (включая США, Японию, Китай, Великобританию) детей успешно учат по этой программе.
Содержание занятий и их «внешняя форма» – научиться считать в уме с помощью специальных счет «абакуса», причем очень быстро и точно, обгоняя калькулятор. Но фокус метода – не только в навыке стремительно складывать или делить трехзначные и четырехзначные числа. Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает мощно развить нейронные связи головного мозга вашего ребенка, развивает скорость и качество его мышления. Она устойчиво тренирует межполушарное взаимодействие, гармонично развивает оба полушария головного мозга. А это помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал и применять его в течение всей жизни.
Ментальная арифметика помогает решить целый спектр задач:
* моментальный счет многозначных чисел в уме;
* быстрое освоение иностранных языков (профессор Шичида пишет о своих учениках, разговаривающих на 20 языках);
* усидчивость и самодисциплина;
* концентрация внимания, тренировка фотографической памяти;
* серьезная экономия времени и сил при учебе и подготовке домашних заданий;
* повышение успеваемости по всем предметам;
* возможность поступить в хорошую школу и желаемый ВУЗ;
* уверенность в своих силах;
* креативное мышление;
* тренировка навыка одновременного решения нескольких задач.
Отзывы родителей о занятиях
Занятия в Екатеринбурге стартовали после новогодних каникул, обучение ведется параллельно на двух площадках ( в центре города и на ВИЗе), в группах – дети близкого возраста. Мы побывали в интеллект-центре «Черри» на Фролова, 31: вот завершилось занятие у 7-9-летних ребят, но они никак не могут оторваться от экрана с задачками, просят и просят поставить им новые серии примеров. «А теперь я, я впишу ответ!» — дети вводят ответ, слышат победный сигнал, сами кричат от восторга, самооценка крепнет. «Им очень нравится слышать радостный клич из программы, когда серия примеров решена верно, — комментирует преподаватель Ирина Леонидовна, — готовы снова и снова соревноваться, чтобы прозвучало это «Йоху!»
Тем временем собирается группа 6-7-леток – эти ребята начали заниматься немного позже, некоторые из них не знали даже названий чисел до сотни, но сегодня они впервые будут складывать и вычитать двузначные числа и во всем разберутся. И пока дети живо общаются во время законной перемены, мы с родителями устраиваемся в уютной столовой для разговора.
U—mama: У вас наверняка было какое-то впечатление о ментальной арифметике, из-за которого вы решили привести детей на занятия?
Татьяна (мама Сони, 9 лет, занимается 2 месяца): У нас было одно пробное занятие, из него было сложно понять, как устроена программа и к чему приведут занятия, но было большое желание ребенка. И, конечно, было мое желание, чтобы у Сони было развито мышление в наш конкурентный век. Чтобы у нее были открыты новые возможности для восприятия и обработки информации.
Алексей (папа Вовы, 7 лет, занимается 2 месяца): Супруга нашла в интернете информацию по ментальной арифметике, я с нею тоже ознакомился. И было интересно, что почему-то в России эта тема не развита, а в азиатских странах – Китае, Японии – ментальной арифметике учат в начальных классах государственных школ. Было много русскоязычных очень успешных примеров из Казахстана. На пробном занятии ребенку понравилось, он захотел заниматься – и мы записались в группу.
Елена (мама Маши, 7 лет, занимается 1,5 месяца): Мы пришли сюда, так как оказалось, что в 1 классе у нас проблемы с математикой. Мы любили русский язык, а математику как-то не очень. Но теперь все поменялось. Теперь математикой в школе она занимается с удовольствием, а на ментальную арифметику Маша вообще ходит как на праздник!
U—mama: Два месяца – срок небольшой, но наверное, вы видите какие-то результаты?
Алексей: Мы видим, что дисциплина улучшилась, Вова стал более внимательным, может быть, более точным в своих действиях и по времени. Как ребенок он, конечно, бегает и радуется, но стал серьезнее относиться к своим занятиям – и в школе тоже. Он стал больше радоваться своим успехам, потому что в первом классе нет оценок, а здесь он получает звезды, считает их, фиксирует результат как победу, и ему это очень нравится. Собирается и дальше заниматься, ему хочется уже складывать и вычитать не только двузначные, но и трехзначные числа, к которым они вот сейчас переходят.
Елена: У нас улучшились отношения со школьной математикой. Любимый русский язык по сравнению с нею теперь – скукота. Она с удовольствием решает задачи и примеры из школьных учебников, все хорошо.
Татьяна: Я пока не могу сказать про Соню, что у нас появились какие-то особенные успехи в школе. Но ей очень интересно, и эти занятия стимулируют ее к обязательности выполнения заданий. Школьные задания мы, конечно, тоже делаем, у нее довольно высокий уровень самоорганизации, но к школьным делам больше «не хочу». К ментальной арифметике «не хочу» просто не возникает.
Алексей: Да, для школьных заданий, бывает, нужно как-то уговорить ребенка. А в Академии – нет, здесь все на его интересе.
Татьяна: Да, очень силен интерес, я не знаю, чем это объяснить. Может быть, тем, что ребенок ощущает некую свою уникальность: ведь никто этим не занимается, а он – может. Соня носит в школу счеты, тетрадки, выполняет задания, дети вокруг нее собираются, спрашивают, что это такое и для чего… Еще одна цель была – наладить то, что трудно дается в школе. Ведь ментальная арифметика позиционируется как метод, который позволяет подтянуть те области, в которых ребенку сложно. У нас были сложности с ритмом. Ребенок танцует, профессионально занимается классическим танцем, балетом, и у нее возникали сложности с наложением танца на ритм, она может очень хорошо выполнять движения, но при этом не попадать в ритм. Сейчас Соня считает, что у нее получается лучше, педагог ее хвалит. Так мы достигаем желаемого посредством ментальной арифметики, помогаем ребенку чувствовать себя гармоничнее и развиваться.
U—mama: Как дети занимаются ментальной арифметикой дома? Сложно ли это?
Татьяна: У нас школа полного дня, мы приводим Соню в восемь и забираем в шесть, она берет с собой счеты и тетрадки, она все выполняет в школе во время продленного дня, я практически никак не соприкасаюсь с ее домашними заданиями. В электронном виде она тоже выполняет все сама, садится перед экраном – и у нее азарт! Потому что там сразу виден результат. Если все правильно, программа выдает «Вау!» — и детям так это нравится, они в себя верят. Детям важно получить заработанное признание.
Алексей: Это как маленькая победа. И она многократная. Вова занимается каждый день по вечерам и занимается сам. Ему только нужно напомнить, и он берется за счеты, тетрадку, айфон, где все происходит в виде игры. И этот звук победы ему доставляет удовольствие, он аж подпрыгивает. Или расстраивается, если неправильно посчитал. И все происходит очень быстро -«отстрелялся» и дальше побежал довольный. Видно, что у него серьезно развивается визуализация, память, он ведет тетрадки, берет счеты, у него все как-то легло по полочкам. В нашей общеобразовательной школе стиль общения и подход к учебе, может быть, не так располагают к дисциплине, как в занятиях ментальной арифметикой. И главное – в этом много удовольствия, Вова с удовольствием ходит в бассейн и на ментальную арифметику. В школу – удовольствием это не назовешь:) Он бы на ментальную арифметику и чаще ходил, но по программе мы ходим раз в неделю и дома занимаемся каждый день по несколько минут.
Елена: Маша каждый день заставляет включать компьютер для ментальной арифметики, считает, ей даже напоминать не нужно. Я ей даже говорю: «Маша, хватит! Сделай 15 примеров и все», — «Мама, нет, я сделаю 100!» — «100 нельзя, Ирина Леонидовна запретила!»
U—mama: Вы и дети намерены продолжать? Программа рассчитана на 2 года, впереди большой путь.
Татьяна: Они достаточно быстро продвигаются: два месяца назад начинали с единицы, двойки, тройки, а теперь уже перешли к трехзначным числам. И сейчас у них много маленьких побед, и я считаю, главная победа – это то, что им нравится и они хотят идти дальше. Конечно, если у ребенка пропадет желание, мы не будем ее заставлять, потому что дети меняются, интересы меняются. И ментальная арифметика пока – это такое явление, которое сложно объяснить другим родителям, другим детям, и в котором пока мало участников. Если все больше детей будет ходить на подобные занятия, если такие дополнительные уроки появятся в школах – это будет просто здорово.
Алексей: Тем более что эффективность этого метода проверена временем. Наши родители в советской школе тоже учились считать на счетах. И это давало хорошее развитие памяти и концентрации внимания. А память – это очень важно, особенно сегодня, когда на нас и детей обрушивается просто шквал информации. Поэтому очень надеемся, что ментальная арифметика поможет эту память развить.
Татьяна: И что интерес к знаниям не пропадет. Особенно в старших классах, когда дети начинают просто отворачиваться от учебы, когда у них уходит интерес. Мне очень не хочется, чтобы это случилось с моим ребенком… Пока ребенок маленький – мы можем ему что-то хорошее вложить, привить ему интерес. Потом будет сложнее.
U—mama: Нужны ли особые способности для ментальной арифметики? Как вам показалось, глядя на детей?
Алексей: Когда мы учились в школах или институтах, мы видели детей, у которых есть какой-то дар, талант. Но в ментальной арифметике не нужен дар, каждый может этому научиться. Это технология, инструмент. И когда ты владеешь этим инструментом, ты будешь чуть быстрее всех остальных, чуть успешнее. Ребенок пока не видит этой цели, он занимается просто потому, что ему нравится, идет постоянная подпитка: победа, успех, ошибка, снова победа, — и он напитывается этой энергией, это постоянная поддержка интереса. И так он этот инструмент приобретает. Причем в детском возрасте много запала и азарта, а в более старшем – уже нет. Я вот пытался сам позаниматься ментальной арифметикой, но не хватает желания, а дети – дети готовы!
Елена: Я тоже пробовала! Но не хватает концентрации, на третьем примере и внимание, и желание куда-то пропадают. Но я решила, что все равно буду заниматься, ведь это профилактика возрастных нарушений памяти. А дети занимаются легко, у них получается. Дедушка помогал Маше считать, был просто в восторге, бабушка просто не верит, говорит: «Ты, Маша, не считаешь, тут какой-то фокус есть». И ведь это всего пара месяцев занятий.
Татьяна: Скажем, ребенку может не нравиться что-то в школе, вызывать скуку: «Зачем мне этот русский язык?» — «А зачем тебе ментальная арифметика?» — «Ну, потому что прикольно!»
Видео программы Андрея Малахова об удивительных способностях девятилетнего мальчика
Наши девочки уже через два месяца умеют работать в режиме многозадачности. Например одновременно считают и прыгают на скакалке!
U—mama: В школе дети тоже учатся считать в уме, видимо, есть разница?
Алексей: Конечно, есть. Когда я пытаюсь считать вслед за Вовой в уме, как нас учили в школе, то на небольших числах еще успеваю, а вот когда идет складывание и вычитание двузначных и трехзначных – то все, сбиваюсь, и он меня обгоняет.
Елена: Вот было бы неплохо, если бы такой предмет появился в общеобразовательной школе…
Алексей: Да, потому что еще в ментальной арифметике есть ощущение праздника и взаимной поддержки, какой-то доброты и позитива, которые связаны с учением. Есть открытость во время занятий – дети просто заряжаются этими чувствами. И мы надеемся, что этот позитив и доброту они смогут понести дальше. Может быть, они смогут стать позитивнее других, стать лидерами. И даже повести кого-то за собой.
Как шевелятся извилины
Тем временем в учебном классе дети приступили к новому занятию. Маша – первоклассница, Антоша и Тимофей – готовятся к школе. Они сидят за столиками перед педагогом, у каждого ребенка на парте – небольшие счеты «абакус», учебная тетрадь и карандаш. На стене вместо учебной доски – большой абакус с ярко-желтыми костяшками и экран, на который выводятся динамические задания. Дети отлично порезвились на перемене, и теперь учитель Ирина Леонидовна настраивает их на занятие:
— Сначала мы повторим то, что уже изучили, порешаем примеры в пределах 10, а вот потом выучим все числа до 100.
— Как-то мне беспокойно, я так волнуюсь, — переживает открытый Антоша, — вдруг я буду решать сошибками…
— Не волнуйся, зайчик, ты ведь в прошлый раз отлично все решал. Соберешься и все сделаешь правильно.
И ребята приступают к примерам. На экране появляются цифры: 5 … -4 … +7 … -2 и так далее, целые ряды чисел, которые сменяют друг друга с интервалом в секунду-другую. Дети складывают и вычитают то с помощью счет, то в уме, визуализируя движение костяшек. Большая радость – выйти к экрану и ввести результат вычислений. Двойная радость – когда ответ правильный и звучит то самое «Йоху!» На большом желтом абакусе откладываются заработанные очки каждого ученика, за множество примеров случилось только 3-4 ошибки на троих, Маша – чемпион. И самый яркий «фокус» — дети считают, одновременно рассказывая вслух стишок! То есть выполняют сразу две задачи – и ведь все равно считают правильно, не сбиваясь!
Костяшки на счетах двигают пальчиками – указательным и большим, а во время учебной считалочки разминают пальцы, чтобы правильно и быстро ими работать. Антон делится:
— У меня из-за нашей считалочки пальцы так хорошо разработались, я теперь научился хорошо ими щелкать!
— Я тоже! Я тоже! – все бодро защелкали.
— А давайте мы будем считать и щелкать пальцами одновременно? – приходит идея Тимоше.
И дети азартно щелкают, глядя на экран с новыми рядами чисел: +6 … -4 … +3 … -5 …
Наступает время перемены. Чтобы второй урок прошел «на ура», дети бегут в столовую подкрепиться блинчиками с чаем, болтают и обмениваются шутками. Очень дружная и теплая группа. Ирине Леонидовне удается поддерживать такую добрую и живую атмосферу.
На втором уроке изучают, как выглядят на счетах числа больше десятка. Вот 10, 20, 30. Вот 44, 57.
— А как отложить на счетах миллион? – спрашивает Тимоша. Ирина Леонидовна подсказывает.
Вот уже понемногу начинают складывать и вычитать двузначные. Сначала на абакусе, потом в уме. Я почти слышу, как скрипят и шевелятся извилины в этих светлых головках. Видно, что детям непросто осваивать новое знание – но так азартно! С таким желанием они соревнуются, открывают тетрадки и решают примеры по новому материалу. Пять минут до конца урока, все пыхтят, работают с двузначными числами, двигают костяшки, пишут в тетрадках, Ирина Леонидовна помогает, поправляет, подсказывает.
А за дверью собрались еще несколько детишек – они пришли на пробное занятие. И наша группа с явным удовольствием демонстрирует новым посетителям свои умения: дети снова считают и рассказывают стихи.
— Ну, это очень, очень легкооо! – в который раз за урок восклицает Антоша, радуясь своему успеху.
— Давайте немножко усложним, — отвечает Ирина Леонидовна и выставляет меньший интервал между действиями сложения и вычитания.
В общем, это был настоящий азартный труд, напряжение ума и обмен эмоциями. Довольные дети собираются расходиться, домашние задания выданы, встреча – через неделю.
В чём же "фокус" работы человека на счётах?
В первую очередь дети учатся решать арифметические операции на уровне физических ощущений. Пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. Одновременно они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память) и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала реальными, потом воображаемыми) задействованы сразу несколько типов восприятия: слуховое, тактильное, визуальное.
Ребёнок, у которого, в отличие от взрослого, активно работает и правое и левое полушарие мозга, может спокойно себе это позволить. На скорости все виды восприятия при работе с абакусом связываются в один "узелок", и эффективность работы мозга увеличивается многократно. Путём ежедневных пятнадцатиминутных тренировок в течение двух лет, мы закрепляем этот навык спокойной, свободной и быстрой переработки информации на всю жизнь.
Технология работы на счётах проста и уникальна одновременно, и используется человечеством уже пять тысяч лет.
Когда лучше начинать занятия?
Занятия ментальной арифметикой проводятся для детей от 4 до 16 лет. Когда лучше стартовать – решает семья, но чем раньше ребенок начнет заниматься, тем эффективнее будет процесс.
Площадка для занятий
Занятия ментальной арифметикой могут проходить практически в любом удобном помещении, где есть парты, стена для установки большого абакуса и телевизионный экран для трансляции визуального материала и заданий. Одна из первых площадок, на которой стартовали занятия – интеллект-центр и мини-садик «Черри» на Фролова, 31.
Мы поговорили о специфике занятий с директором этого уютного пространства Петровой Галиной Ивановной (которая занимается не только детскими образовательными проектами, но и читает лекции для студентов) и получили взгляд со стороны от эксперта и практика:
U—mama: Галина Ивановна, почему вам стало интересно сотрудничать со школой ментальной арифметики «AMAKids»?
Г.И.: Мы – не только садик, мы позиционируем себя также как Интеллект-центр «IQ». И в центре, и в детском саду мы основной акцент делаем на развитии интеллекта ребенка. Это было изначально, эта идея всегда воплощалась и, конечно, до сих пор мы этим занимаемся. И когда к нам обратились представители «AMAKids», мы увидели, что это напрямую ложится на нашу концепцию. Все то, о чем говорится в преамбуле к ментальной арифметике — о развитии нейронных связей, межполушарном взаимодействии, целостном развитии интеллекта — это и заинтересовало нас в первую очередь. Было ясно, что именно в таком сотрудничестве мы можем развивать свой Центр в сфере образования не только дошкольников, но и школьников. И в этом, конечно, есть большая польза для нас.
U—mama: Наблюдаете ли вы интерес со стороны родителей к этим занятиям?
Г.И: Огромный. Огромный интерес со стороны родителей. Еще не было заявлено открытие этого проекта, не было еще рекламы, но информация где-то уже прошла, и начались звонки от родителей – притом не наших (чьи дети ходят в наш садик). Откуда они узнали – непонятно, и они проявляли колоссальный интерес, так и говорили: «Именно это нас интересует: математика, счет, развитие ребенка». И, конечно, родители тех детей, которые ходят в наш садик и центр, также проявляют серьезный интерес. Мамы и папы тех наших детишек, которые еще не достигли 4-летнего возраста (а с этого возраста дети начинают заниматься ментальной арифметикой), но у которых есть старшие дети – приводят их к нам. Родители тех детей, которые уже ушли от нас в муниципальные сады или школу, тоже приводят детей на этот проект.
U—mama: Ваши собственные дети тоже ходят на ментальную арифметику, как они воспринимают эти занятия, что говорят?
Г.И.: Они говорят, что им нравится и что им интересно. Но мне больше говорит то, что я вижу: они просто бегут туда. Просто бегут! Потому что, понимаете, это игра ума, это то, что интереснее всего на свете. Любая логическая игра и любая логическая задача увлекает человека очень сильно, и даже человека вот такого маленького возраста.
Как проходят занятия?
В Академии ментальной арифметики обучение построено следующим образом: один раз в неделю 2 академических часа ребенок занимается в мини-группах по 4-8 человек, занятия проходят легко и весело. Работают разновозрастные группы, и это позволяет согласовать свое расписание с работой Центра. «AMAKids» использует специальное программное обеспечение: все ученики получают доступ к сайту и могут выполнять домашние задания – каждый день по 15 минут. Эти задания проверяет учитель. Длительность обучения – 2-3 года, в зависимости от индивидуальных особенностей.
На днях в Екатеринбурге прошла выставка – "Образование 2016". Академия ментальной арифметики получила диплом за внедрение высокоэффективной методики обучения и предложения о сотрудничестве от нескольких детских учреждений нашего города.
Академия ждет вас и ваших детей на бесплатные пробные занятия. Результаты видны уже на "пробнике". Ментальная арифметика – это увлекательно, ярко и эффективно.
Мы возвращаем деньги за первый месяц обучения, если не оправдали ваших ожиданий!
Вашему ребенку многое дано, приезжайте и убедитесь в этом!
Интеллект-центр IQ: Фролова 31 офис 20
Запись по телефону: 219-00-95, 8902-502-57-58, или на сайте: Amakids.ru
8-963-03-600-12 директор центра Колядицев Андрей Николаевич