«Искусство быть»: зачем нужны стена, красивый жест и правила поведения в городе
Оказалось, что я боюсь темноты и пустоты. Моя рука в резиновой перчатке внутри пустого пространства черного куба испуганно сжалась в кулак. Не так страшно наткнуться на острый предмет и почувствовать боль, как ощущение полного отсутствия предметов и звуков. Темнота и тишина. Подумалось: наверное, так чувствуют мир слепоглухие люди.
Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих…что может сказать глухой человек об игре на рояле? Только одно: «Я держал руки на крышке рояля и ощущал вибрации того, что слышащие называют звуками…» (из книги слепоглухого писателя, ученой, кандидата наук Ольги Скороходовой).
Зачем мне знать, как чувствуют мир слепоглухие люди, пытаться разобрать стену между нами — видящими и слышащими и ничего не слышащими и невидящими? Но мне страшно вдруг остаться в темноте в полной тишине и одиночестве…
Как я попала на выставку «Искусство быть» в ГЦСИ
17 экспонатов выставки современных художников из разных регионов России. Позади – строгий конкурсный отбор: техническое задание к конкурсу разрабатывали психологи, педагог и арт-терапевты благотворительного фонда «Гольфстрим». Среди главных критериев отбора открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе и для людей с особенностями моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой и метальной сфер.
«Стена». Инсталляция Леонида Тишкова.
«Не имею слуха, не имею зренья
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,,
Чтоб была я с вами, а не за стеной» .
Ольга Скороходова
Стена стала видимым образом для художника: на ней он расположил объекты, найденные или специально сделанные для того, чтобы их можно было видеть с помощью тех чувств, которыми обладают слепые люди.
Рядом с каждым объектом находятся наушники. В них транслируются фрагменты книги Ольги Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
Я прочитала книгу сразу после посещения выставки. Это не бомба, нет. Но для меня она стала еще одним проводником в собственное «я», в мир, который можно ощущать по-другому. Подчас гораздо глубже, богаче и ярче, и для этого не нужно обладать стопроцентным слухом и зрением.
Я бы хотел, чтобы благодаря этой работе, мы все восприняли, почувствовали и поняли, что стены между нами нет, что все мы равные люди, только с разными возможностями, которые могут быть безграничны, если мы протянем друг другу руку «с добрым чувством руки»(Леонид Тишков).
«Нащупывая». Инсталляция Романа Тавасиева
Представьте себе несколько черных кубов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Сами по себе они не несут какой-либо значимости или интриги. Все самое интересное – внутри: вы не знаете, что ждет вас там. Каждый объект иллюстрирует какое –либо понятие пространства: пустоту, фрактальность или переполненность. В них – неожиданность формы геометрической фигуры или пространственный лабиринт, либо пустота…
Оказалось, что мне неприятны наощупь пространства, заполненные чем-то мягким и перекатывающиеся, в то время, как четкие очертания предметов даже с острыми углами воспринимаются намного приятнее.
Мои ученики, не только дети с ОВЗ, любят игру, в которую мы часто играем на занятиях фортепиано. Она известная и незамысловатая. Суть ее заключается в том, что нужно, не видя предмета, «рассказать» о нем как можно больше: какой формы, из какого материала, вплоть до цвета. Практически все дети стремятся сразу угадать, что это за предмет и совсем не могут рассказать о том, что «видят» руки.
А руки могут рассказать о многом…
«Красивый жест». Видео Елены Рембо.
Около 10 миллионов россиян имеют нарушения слуха в той или иной степени, из них около 300 тысяч используют в повседневной жизни русский жестовый язык. Несмотря на такие большие цифры, в обществе до сих пор бытуют стереотипы о жизни глухих людей. Не все знают, что они тоже слушают музыку, ходят в театры, ведут активную рабочую и социальную жизнь. Но вынуждены для этого преодолевать трудные социальные барьеры. (Главный специалист отдела социальных программ и проектов Всероссийского общества глухих Тамара Шатула).
Мы привыкли считать устную речь главным языком людей. Но существуют и альтернативные способы коммуникации – танец, музыка, живопись, схемы и пиктограммы. Язык жестов не менее информативен, чем речь, не менее пластичен, чем танец или музыка. Еще он очень красив и гипнотизирующ.
«Красивый жест» – это серия видеоинтервью со слабослышащими людьми, которые рассказывают свои личные истории на языке жестов.
«Разговаривать не с кем было: обижали, оскорбляли, называли плохими словами – вот это обидно», — говорит с экрана телевизора немолодая женщина. Но мое внимание приковано не к ней, а ее рукам, маркированным светящейся краской. Вся экспрессия чувств – в них. Невозможно оторваться.
Захотелось выучить хотя бы несколько слов и вот, пожалуйста — «ВКонтакте» совместно с агентством Instinct запускают набор анимированных стикеров. С их помощью можно изучить основные слова русского жестового языка и узнать о жизни людей с нарушениями слуха. С помощью этой акции организаторы рассчитывают привлечь внимание к проблеме социальной изоляции глухих и слабослышащих людей.
«Я тут, я с тобой». Маркус Мартинович. Инсталляция
Ярко белая комната напоминает больничную палату, и словно, в подтверждение схожести, черным по белому везде: на стенах, в рамочке под стеклом, на тарелках на столике -«Я тут, я с тобой». Так говорила мама молодого художника-аутиста Маркуса, страдающего эпилепсией, желая поддержать его во время приступов.
Как часто нам не хватает этой фразы…и так ли часто говорим мы ее своим близким?
«Правила поведения в городе»
Семнадцать «особых художников» создали необычную арт-книгу. На пяти холстах — изображения с кратким описание того, как стоит и как не стоит себя вести в различных жизненных ситуациях в городской среде. Чувство юмора при просмотре арт-книги желательно иметь. Знали ли вы, что «голые на улице – это неприлично»? Если нет, то знайте, что по городу лучше ходить одетым и желательно в обуви.
Если вы любитель пострелять из рогатки в птиц и котов, то лозунг «Не обижай животных» адресован вам! Велосипедистам – напоминание: в городе следует ездить не где попало, а по велосипедной дорожке!
А предостережение о высоком напряжении в трансформаторной будке – это уже серьезно. Я бы показала книгу детям – уж очень классно сделано! Наверняка, они запомнили бы, что кормить животных в зоопарке опасно! Не для детей, для животных.