Инклюзия в штрихах: из опыта США
Инклюзивное образование в образовательной системе стало основополагающим во всем мире, говорят учёные. Более 40 стран используют инклюзивное образование в общеобразовательном процессе. Например, в США каждое учреждение само выбирает, какими способами будет решать задачу инклюзивного образования, и приспосабливается ко всем детям независимо от их особенностей с учетом индивидуальных потребностей. В то же время в США не отказываются от специализированных школ. Правда, помещение туда ребёнка осуществляется лишь в крайних случаях.
Программа «Инклюжен»
Ее основы были заложены еще в 1973 году законом об обучении детей-инвалидов, который затем переименовали в Закон об образовании людей с инвалидностью. Законом предусматривается необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и индивидуальный подход к выбору и реализации образовательной программы. Предпочтение отдается интеграции: согласно закону дети-инвалиды должны преимущественно обучаться в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не в специальных учреждениях.
Инклюзию в США определяют как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению», то есть ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Даже, если у ребенка нарушен интеллект.
Программа действует и по сегодняшний день.
ИП (не путать с индивидуальным предпринимателем!)
Каждая школа учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников еще на этапе планирования своей деятельности. Для каждого конкретного человека разрабатывается индивидуальная программа с использованием всех возможных ресурсов (индивидуальный план образования — ИП). Основными критериями для его разработки являются: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность.
Ребенок с ОВЗ может обучаться: в обычном классе и получать необходимую помощь и поддержку со стороны специалистов учебного заведения; часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня – в специальном; в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов; по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.
Система инклюзивного образования отличается от города к городу
В одном классе могут быть дети с разными диагнозами — например, дети с церебральным параличом или с проблемами с концентрацией внимания, сообщают «Теории и практики». Отдельного класса для детей с одним диагнозом не существует: на класс из 12 человек могут приходиться два ребенка с РАС (рассторойство аутистического спектра) и два с синдромом Дауна. Класс делится на большое количесвто групп, которые посещают разные занятия. например, если у ребенка лучше с математикой, в его индивидуальной программе будет больше математических классов.
Но никто не требует от ребенка с проблемами обучаемости того, что он будет учиться на том же уровне, что и все остальные. Все зависит от выбора конкретного учреждения в конкретном штате. То есть общая школьная система есть: это одинаковое количество лет и предметов. А программы и методические пособия различаются, так что способы решения задач инклюзивного образования — это личное дело каждой школы. (София Россовски, генеральный директор некоммерческой организации City Access New York (CANY).
Все решения, связанные с формой обучения детей с ОВЗ принимаются самой школой: конкретный вопрос обсуждается при участии школьного совета и ставится на голосование.
Помощник учителя или тьютор?
Занятия по индивдидуальному плану ребенок с ОВЗ посещает с помощью помощника учителя. В России эту функцию выполняет тьютор. Но должность «помощник учителя» проще, чем тьютор: она не требует высшего педагогического образования — достаточно иметь среднее образование и два года колледжа. В этом есть свой резон: человек с высшим педагогическим образованием скорее пойдет работать учителем, чем тьютором, считает генеральный директор некоммерческой организации City Access New York (CANY) София Россовски. По ее мнению, это не только принципиальное отличие, но барьер, тормозящий развитие системы инклюзивного образования а России.
Повышение квалификации не для галочки
У каждого педагога есть 40 часов, которые он должен ежегодно тратить на повышение квалификации. Если, например, в одном городе увеличилось количество людей с аутизмом, то можно спрогнозировать, что вырастет и количество школьников с аутизмом, которые придут учиться в школу через пять лет. Поэтому педагогов уже сейчас будут обучать, как работать с детьми с аутизмом.
В Государственном университете Вейн разработаны и успешно проводятся тренинги с учителями, призванные помочь в обучении детей-инвалидов. Например, есть тренинг по разрешению конфликтов или как сделать обучение проще. А тренинг «Стресс-менеджмент» помогает педагогам выявить стресс и справиться с ним на рабочем месте. А также снять радражительность и сосредоточиться на работе.
Изменение отношения общества к инклюзии — планомерная кропотливая работа
Отлаженная система образования, предоставляющая равные возможности для всех людей, обеспечивает принятие человека с ОВЗ обществом. Восприятие здоровыми людьми инвалидов изменилось в США благодаря проведению продуманной и разработанной психологами кампании в средствах массовой информации. Нельзя забывать также о религиозных организациях и фондах, сыгравших в этом большую роль. Именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку с ОВЗ по закону, и отвечают за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.