Информатики попытались научить робота смеяться в нужное время
Исследовательская группа из Высшей школы информатики Киотского университета пытается научить ИИ смеяться в нужный момент. Подробнее об успехах они рассказали в статье в журнале Frontiers in Robotics and AI.
По словам ученых, это поспособствует улучшению качества разговора между людьми и ИИ. Кроме того, смех может помочь создать роботов с их собственным характером. Ведущий автор исследования доктор Кодзи Иноуэ отметил, что может пройти более 20 лет, прежде чем станет возможным «непринужденно поболтать с роботом, как с другом.»
Для этого группа ученых создала робота Эрику и алгоритм, который изучил основные характеристики веселого, заразительного смеха и «социального» смеха, к которому люди прибегают не когда им весело, а из вежливости или смущения и который, как правило, более приглушен.
«Мы считаем, что одна из важных функций разговорного ИИ — эмпатия. Поэтому мы решили, что один из способов, которым робот может сопереживать пользователям — это разделить их смех», – сказал Иноуэ.
Ученые собрали обучающие данные из более чем 80 диалогов, состоявшихся на «быстрых свиданиях» между студентами университета мужского пола и роботом, которым первоначально управляли четыре женщины.
Данные диалогов были размечены в зависимости от вида смеха — социального, веселого, несдерживаемого. Затем эти данные были использованы для обучения ИИ.
Команда также проверила чувство юмора Эрики, создав с использованием нового алгоритма четыре коротких диалога, в которых она могла реагировать тем или иным видом смеха. С помощью 130 добровольцев исследователи выяснили, что наилучший эффект достигается в случае, когда система способна подобрать вид смеха (веселый, социальный и т.п.) под ситуацию, а продолжительность диалога достаточно велика, чтобы дать ИИ продемонстрировать свои возможности.