Формула статуса педагога: рабочее время, зарплата и индекс бигмака

Учитель – ключевая фигура в образовании. С этим вряд ли кто-то поспорит.  Однако, надо признать, оплата труда учителя и его социальный статус не везде одинаковы. Соизмерима ли зарплата учителя с его нагрузкой и результативностью? Везде ли труд педагога достойно оценивается? И каковы показатели социальной значимости профессии? Тихие яблони – об условиях труда и уровне заработной платы учителя в разных странах. Приготовьтесь читать длинно. Получился лонгрид.

Час за часом

Исследование «TALIS-2018» показывает, что в большинстве стран ОЭСР рабочее время учителя составляет от 30 до 40 часов в неделю. Среди стран, где учителя работают более 40 часов в неделю, — Россия, Великобритания, Сингапур, США и Казахстан. Меньше всего (то есть менее 30 часов) учителя работают в Бразилии, Аргентине, Грузии, Италии и Саудовской Аравии, больше всего (56 часов в неделю) – в Японии. 

Чем заняты учителя? В Австрии, Бразилии, Болгарии, Грузии и Вьетнаме учитель тратит на подготовку к урокам от 20 до 23 процентов рабочего времени; в Финляндии, Японии, Новой Зеландии, Турции и Швеции – от 11 до 15%. На подготовку к урокам учитель в России тратит около 9 часов в неделю, то есть 21,3 процента общего рабочего времени. И это время от года к году не уменьшается. Можно сколько угодно говорить о новых технологиях, которые экономят время учителя, но автоматизируя одну функцию, технологии высвобождают время на более тонкие настройки урока, которые очень часто еще более времязатратны. Учителя готовились к урокам и будут это делать, и это правильно. 

На административную работу учителя в России уходит 3,4 часа в неделю, что на 0,7 часа меньше по сравнению с 2013 годом. Столько же времени на выполнение административной работы уходит у учителя в Чили. По этому показателю Россия находится в списке между Швецией (3,2 часа), и Сингапуром (3,8 часа). Да, на бумаге отчетности меньше, но она есть в электронном, более современном виде, и она нужна: для анализа своей работы, для понимания стратегии, для отчетности в конце концов.

Опыт решает

Кто в школе должен работать больше: опытный учитель или новичок? Согласно «TALIS-2018», в большинстве стран ОЭСР учитель с опытом менее пяти лет работает меньше часов по сравнению с учителем, чей опыт равен пяти и более годам. Это и понятно: более опытному педагогу можно доверить большую нагрузку и быть уверенным в результате, а молодым нужно как тень преследовать опытных и учиться у них. С этим согласны в Италии, Франции, России, Казахстане и США, там разница в рабочем времени учителей, недавно принятых на работу, и педагогов со стажем более 5 лет составляет более трех часов в неделю. Наименьшая разница – в Норвегии (0,3 часа), Дании и Великобритании (по 0,6 часа). 

Расхождение с реальностью

Здесь приводим результаты опроса, проведенного в рамках исследования «Global Teacher Status Index». Респондентам задали вопрос, сколько часов в неделю, по их мнению, составляет общее рабочее время учителя начальных и средних классов. Затем полученные результаты сравнили с ответами учителей.

И вот что выяснили: во всех странах, за исключением Индонезии, Финляндии, Китая, Канады и Уганды, респонденты назвали меньшее количество часов, чем учителя работают на самом деле. Наименьшая разница между общественным мнением и фактической ситуацией отмечена в Турции, Италии, России, Корее и Японии.

Отсюда делаем вывод, что общественность недооценивает количество рабочих часов учителя в неделю настолько, что часто разница составляет более десяти часов.

Что там по зарплате?

Данные о минимальной и максимальной заработных платах учителей берем из международного исследования «Education at a Glance 2019». Наименьшая заработная плата зафиксирована в Польше: там минимальный годовой заработок учителя начальных классов составляет 12 678 долларов (810 тыс. рублей), максимальный – 27 549 долларов (1,7 млн рублей), при средних показателях по странам ОЭСР в 32 816 долларов (2 млн рублей) и 59 562 доллара (3,8 млн рублей). Больше всех зарабатывают учителя Люксембурга: там минимальная годовая заработная плата составляет 74 400 долларов (4,7 млн рублей), максимальная – 131 440 долларов (8,4 млн рублей), но и жизнь подороже будет.

А в России?

Согласно данным Росстата за период январь-март 2018 года, средняя заработная плата учителей в России составляет 36 826 рублей в месяц. В 2018 году самые большие зарплаты получали учителя на Чукотке, в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе, в то время как самые маленькие зарплаты отмечены в Северо-Кавказском федеральном округе. Средний размер заработной платы московского учителя в первой половине 2019 года составил 114 тысяч рублей. Это примерно 1,4 млн рублей в год. Меньше, чем в среднем по ОЭСР.

Правда, вот если посмотреть на Индекс бигмака, то все не так уж плохо. В России стоимость бигмака меньше всего. Для сравнения, в Польше этот фастфуд стоит почти в 2 раза дороже. 

Конечно, количеством купленных бигмаков статус учителя не измерить и корректировкой рабочего времени его не улучшить. Статус любой профессии в возможности приходить на работу, делать ее хорошо и с удовольствием и хотеть вернуться завтра, чтобы доделать начатое. Когда родитель будет рекомендовать своему ребенку идти в педагогический – тогда, видимо, и статус профессии учителя не будет нуждаться в исследованиях и измерениях, он будет всем очевиден и неоспорим. 

При написании статьи использованы международные исследования TALIS-2018, Education at a Glance 2019 и Global Teacher Status Index.

А вы хотите, чтобы ваши дети стали учителями? Поделитесь своим мнением в комментариях!

 

А если вас интересует тема образовательных практик в разных странах мира, то предлагаем вам подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен.
 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть