Фактурные покрытия стен: их особенности, свойства

Вспоминая неизбежно повторяющиеся хлопоты по обновлению старых обоев
и облупленной краски, невольно начинаешь мечтать о чем-то вечном и красивом на стенах своей квартиры. Мы покажем как на несколько шагов приблизиться к воплощению этой мечты. Речь пойдет о стеновых декоративных фактурных покрытиях.

Под «фактурным покрытием» часто понимают привычную декоративную штукатурку. Однако новые покрытия со строительной штукатуркой роднит только то, что они тоже выполняют защитные функции и включают в себя минеральный наполнитель, связующее и разбавитель. Декоративными и фактурными их называют потому, что они- цветные, образуют на поверхности особый рельеф или фактуру и не требуют дополнительной отделки. Готовые для применения покрытия выпускаются в виде густой массы в емкостях от 10 до 30кг.
При работе с такими покрытиями мало иметь опыт малярных работ, необходимо еще проявить фантазию и художественный вкус. Почему бы не попробовать отделать по-новому хотя бы кусочек подходящей стены, например, в прихожей?

Покрытия можно наносить на основание из бетона, кирпича, гипсокартона, штукатурки, керамической плитки, металла, дерева и других материалов. Их используют как для внутренней, так и для наружной отделки (это должно быть указано на упаковке).

Декоративные покрытия на российском рынке предлагают более десяти фирм-производителей, такие, как Viero (Италия), Markem, Bayramix, Duo, Proset (Турция), Caparol, Tex-Color, Alligator (Германия), Texsa (Испания), Softramap (Франция), Пластоун (Россия) и другие. Ассортимент достигает нескольких десятков видов, каждый из которых имеет в среднем от 5 до 25цветовых оттенков.

Особенности фактурных покрытий

У разных видов покрытий можно выделить три общих основных свойства:

  1. Полимерная связующая основа.
  2. Вкачестве наполнителя используются природные материалы: мраморная крошка (гранулат), кварцевый песок, известь. Объем наполнителя в разных видах покрытий колеблется от 40 до 85%, от этого зависит их консистенция.
  3. Жидкая основа всех покрытий- вода.

Свойства и особенности каждого из этих элементов в составе композиции придают покрытию те или иные потребительские свойства, а в целом- это экологически чистые, надежные и технологичные материалы.
В рекламных проспектах фирм встречаются термины «акриловое связующее» и «латексное связующее». Не вдаваясь в подробности, отметим, что в этих случаях речь идет об акрилатовых сополимерах в виде тонкодисперсных водных эмульсий. Главное, что эти эмульсии- водные. После испарения воды частицы полимера под действием кислорода и света преобразуются в прочную массу, которая надежно скрепляет частицы наполнителя и удерживает их на основании. После затвердевания полимер уже не растворяется водой и выдерживает действие химикатов, морозы и механическую нагрузку.

Кроме того, благодаря водной основе покрытия не имеют запаха. Поэтому ремонт можно делать в любое время года и не надо открывать окна для проветривания с риском простудиться.

Однако водная основа обусловливает и некоторые ограничения. Для покрытий вреден как излишек, так и недостаток воды: ее можно добавлять не более 3-5% (обычно один литр на банку массой 25кг). Наносить покрытия нужно на сухую поверхность, а наружные работы нельзя проводить в дождливую или ветреную погоду. По мере высыхания материал твердеет и меняет пластичность, это усложняет получение однородной фактуры по всей стене. Поэтому работать с ним надо быстро, без перерывов, при температуре не выше +35С и не ниже +5С. Правда, эти же свойства можно использовать специально для создания интересных эффектов на разных участках стены, но такой прием надо спланировать заранее.

Хранят эти материалы в плотно закрытой таре при минимальном доступе воздуха. Хранение и транспортировка большинства марок покрытий при отрицательных температурах нежелательны, а иногда и недопустимы (потребованиям фирм-изготовителей). Но если материал хранился правильно, после затвердевания он будет морозостоек.

Покрытия обладают высокой износостойкостью, устойчивостью к растворам солей, водонепроницаемы, выдерживают перепады температур от -55Сдо +60С, не выцветают, пожаробезопасны и достаточно огнестойки (во всяком случае не повреждаются, если о них затушить сигарету). Кроме того, они достаточно эластичны, чтобы противостоять деформациям стен без образования трещин. Существуют также покрытия со звукоизолирующими свойствами и с противогрибковыми добавками.

Их цвет и фактура зависят от трех факторов: цветовой гаммы наполнителя, состава связующей основы и технологии нанесения материала. При желании или необходимости их можно легко покрыть краской или некислотным лаком.

Через 4-6 часов после нанесения покрытия к стенам уже можно прикасаться, через сутки помещение готово к эксплуатации, но окончательное затвердение происходит лишь через несколько суток (от3 до 24суток, по условиям фирмы-изготовителя).

Все покрытия должны иметь соответствующий гигиенический сертификат РФ.

Разработчики новых отделочных материалов успешно используют замечательные свойства природного камня и минеральных материалов
при создании декоративных фактурных покрытий на основе современных полимеров- долговечных, красочных и простых в применении.

Что же выбрать?

Прежде всего надо решить, что для вас предпочтительнее: традиционные виды отделки, то есть обои, краски, керамическая плитка, или же материал с новыми декоративными свойствами.

Обои явно проигрывают фактурным покрытиям по практичности, но выигрывают в декоративном плане. Как и краски, они требуют более тщательной подготовки основания, а фактурные покрытия легко маскируют мелкие трещины и скрывают дефекты стены. Краски по ряду свойств не уступают покрытиям, но их декоративные возможности ограничены только цветовой гаммой. Упокрытий же они расширены за счет рельефности и фактуры поверхности.

Керамическая плитка по многим свойствам сопоставима с фактурными покрытиями, но более трудоемка и требует хороших навыков работы. Декоративные фактурные покрытия настолько технологичны, что с большинством из них быстро осваивается даже новичок, и при этом у него есть простор для творчества.

Прихожая, туалет, ванная, лестничные проемы, стенка, которую предпочитает для своих «упражнений» ваш четвероногий любимец- все это подходящие объекты для применения таких покрытий. Комбинируя фактуру и цвет, их можно успешно применять для создания авторских цветовых панно, особенно когда вы работаете с материалом, содержащим окрашенные частицы.

В зависимости от вида, покрытия наносят на стены разными инструментами. Используя стальную гладилку, можно получить ровную поверхность с фактурой, определяемой размером и цветом гранул. Пластмассовой гладилкой создают текстурированные поверхности, валиком- рельефные и волнистые, а разбрызгивателем- рельефы типа «шуба».

Классифицировать покрытия проще всего по основному фактурообразующему признаку- по размеру гранул (зернистости). Существуют следующие виды:

  • c калиброванными мраморными (иногда гранитными) гранулами;
  • смешанной зернистости, когда в массе мелкозернистых гранул (0,2-0,5мм) распределено небольшое количество (5-15%) крупнозернистой фракции (1-2мм);
  • с мелкозернистыми некалиброванными гранулами;
  • с тонкодисперсными минеральными наполнителями.

В рамках этих видов градация может быть продолжена (например, зернистость 1,5-2,0мм,0,9-1,2мм,0,2-0,5мм и так далее). Вкаждой подгруппе можно использовать разные консистенции (разбавляя готовую массу водой) и видоизменять технологию отделки.

Как работать с разными видами покрытий?

Следует учитывать, что на фактуру поверхности влияют всего четыре фактора:

  1. вид инструмента;
  2. промежуток времени между нанесением покрытия и окончательной отделкой (обычно от15 до30мин.);
  3. техника работы с инструментом;
  4. фантазия мастера (единственное, что не лимитировано).

Покрытия с калиброванными мраморными гранулами. Вхорошо размешанном состоянии материал имеет пастообразную консистенцию. Его наносят на стену стальной гладилкой ровным слоем. Толщина слоя в идеальном случае должна быть равна размеру зерна, но если надо скрыть дефекты стен, наносят слой до 3-4мм. После того, как покрытие слегка подсохнет, его заглаживают той же гладилкой.

Гранулат передает красоту натурального камня и хорошо сочетается с другими видами покрытий, расширяя палитру красок и фактур. Применяется он как фасадное и интерьерное покрытие коттеджей и офисов. Вквартире его лучше использовать фрагментарно или на небольших площадях, на сложных элементах стеновых конструкций: проемах, нишах, выступах, коробах, стойках.

Покрытия с гранулами смешанной зернистости. Введение небольшого количества крупных гранул в массу мелкозернистых расширяет декоративные возможности покрытий. Чаще всего их наносят гладилкой, а те, что имеют более жидкую консистенцию- валиком или способом набрызга.

Основной достигаемый эффект- имитация камня «подстарину». Наибольшую творческую свободу дает способ заглаживания поверхности с помощью пластмассовой гладилки. Вэтом случае крупные зерна перекатываются по основанию, создавая бороздки. Варьируя их форму, размер и плотность можно добиться различных эффектов. Характер движения инструмента может быть прямолинейным, круговым или волнистым. Отрезок времени между нанесением материала и его выравниванием, толщина слоя, концентрация и размер крупных зерен- все это влияет на конечный результат, предоставляя возможность создавать свои оригинальные узоры, имитируя натуральный камень. Для иллюстраций мы использовали именно такое покрытие марки Visolcalcethin с известковым наполнителем.

Покрытия с мелкозернистыми некалиброванными гранулами. Вкачестве наполнителя в таких покрытиях используется мелкозернистая кварцевая крошка, кварцевый песок или известь. Они обладают повышенной механической прочностью, поэтому чаще применяются для отделки фасадов. Наносятся они пневморазбрызгивателем, диаметр сопла которого можно варьировать. Изменение давления и расхода воздуха позволяет получать поверхности с разными рельефами, например, волнистым или типа «шуба».

Покрытия с тонкодисперсным минеральным наполнителем. Эти покрытия выполняют в основном декоративные функции. Кним относится и известная всем «венецианская штукатурка». Тонкодисперсные наполнители, обычно на основе извести, и пигменты позволяют создавать тончайшие цветовые нюансы. Если их нанести несколькими лессировочными (прозрачными) слоями, причем каждый из них может иметь свой цвет, возникает зрительный эффект глубины рисунка. Так получают имитации мраморного покрытия. Наносят их гибким шпателем, а более жидкой консистенции- тампоном, губкой, валиком.

Как подготовить основание

Поверхность, на которую наносят фактурное покрытие, должна быть сухой, чистой, по возможности ровной и не осыпающейся. Все, что обладает водоотталкивающей способностью, или неспособно удержать вес нанесенного покрытия, например, грязь, пыль, жиры, масла, пятна влаги или плесени, обои, лак, шелушащаяся краска и тому подобное, следует удалить ( металлической щеткой или наждачной бумагой). Металлические поверхности очищают от ржавчины и дважды покрывают алкидной краской соответствующего тона.

Крупные дефекты, штробы с проводкой необходимо зашпаклевать. Допустимы неглубокие трещины и необширные дефекты, не превышающие по глубине двух значений толщины наносимого слоя.

Затем поверхность следует покрыть грунтовкой на акриловой основе в тон покрытия. Это обязательно следует сделать, если основание интенсивно впитывает воду, как например, гипсовые, грубопористые, старые, осыпающиеся штукатурки. Правильнее всего применить грунт, рекомендованный фирмой-изготовителем. Для покрытия со смешанной зернистостью гранул основание следует делать более ровным, чтобы облегчить перекатывание крупных частиц и получить ажурную сетку бороздок.

В нашем случае старые стены закрыли гипсокартоном, что значительно уменьшило трудоемкость дальнейшей подготовки основания. Закрасили шляпки шурупов крепления и тщательно заделали стыки (особенно угловые) с помощью строительного бинта и шпаклевки Stucco Extra. Затем стены прошпаклевали, просушили, отшлифовали наждачной бумагой и покрыли грунтом Prymer ACQ.

При работе с такими покрытиями мало иметь опыт малярных работ, необходимо еще проявить фантазию и художественный вкус. Почему бы не попробовать отделать по-новому хотя бы кусочек подходящей стены, например, в прихожей?

Наши советы

Материал пастообразной консистенции наносят стальной гладилкой, начиная с верхней части стены, как бы намазывая снизу вверх. Затем ровным слоем распределяют его по основанию движением крест-накрест. Наносить покрытие лучше от угла до угла стены. Большую поверхность можно разбить на участки площадью около 5м2 с помощью монтажной ленты. При выравнивании следует сильно надавливать на гладилку, держа ее под небольшим углом (до 20) к поверхности стены.

Участок, который вы начали, надо обязательно отделать полностью. При необходимости работу ведут сразу несколько человек. Если по каким-либо причинам работу приходится прерывать, край обработанного участка защищают от высыхания монтажной лентой. Удалить ее надо до полного высыхания материала.

Покрытия из мелкозернистых гранул сметанообразной или чуть более густой консистенции можно наносить пневморазбрызгивателем (давление воздуха 0,2-0,7 МПа, расход воздуха до 16 л/с, диаметр отверстия сопла от4 до7мм). Набрызг производится челночными движениями с перемещением сверху вниз и слева направо, за один проход. Разбрызгиватель следует держать перпендикулярно поверхности на расстоянии 30-50 см. Чтобы получить более мелкий рельеф поверхности и снизить расход материала, рекомендуется увеличить расход воздуха и уменьшить давление. Для получения рельефа типа «шуба» или «барашек» нужно уменьшить расход воздуха и увеличить давление. Чтобы устранить пробелы, можно сделать второй проход, но не ранее, чем через 1-1,5 часа.

Не забудьте по окончании работы промыть водой все инструменты.

Необходимые инструменты

шпатель, меховой валик, кисть-флейц, рулетка, уровень или бечевка, длинная линейка, карандаш, стальная и
пластиковая гладилка, малярная бумажная лента, наждачная бумага, стремянка, ведро с водой.

Тщательно прокрасьте белой пентафталевой эмалью шляпки шурупов крепления гипсокартонных плит.
Швы на стыках плит и в углах прошпаклюйте, просушите и проклейте строительным бинтом клеем ПВА.
На следующий день после шпаклевания в два слоя и шлифования наждачной бумагой протрите стены сухой тряпкой, определите верхнюю границу покрытия (на 1-1,5см выше линии запроектированного подвесного потолка) и наклейте по ней малярную бумажную ленту.
Нужное количество грунта Prymer ACQ, определенное из расчета 0,05 л/м2, вылейте в пластмассовую емкость, добавьте 5частей воды и тщательно размешайте вручную.
Нанесите грунт меховым валиком равномерно в один слой на все стены. Грунт сохнет 1,5-2 часа.
Отмерьте предварительное покрытие Vieroquartz (фирмы VIERO) на основе измельченного кварца, соответствующее выбранному тону, исходя из расхода 0,2 кг/м2, и разбавьте водой в соотношении 1:1. Наносите его валиком, по возможности равномерно.
Края стен по углам, у пола и потолка промазывайте кистью-флейцем.
Часа через три, когда предварительное покрытие Vieroquartz подсохнет, вскройте металлическую банку с основным покрытием Visolcalce и тщательно перемешайте его до пастообразной консистенции. Не забывайте периодически перемешивать материал и в процессе работы.
Материал шпателем накладывайте на рабочую плоскость прямоугольной гладилки из нержавеющей стали порциями по 150-200см3.
Наносите покрытие вначале движением снизу-вверх, а затем разгоняйте крестообразными движениями гладилки. Толщину слоя старайтесь сделать равной размеру крупных гранул. Таким образом покройте участок площадью 1,5-2м2.
Через 20-30 мин, когда на обработанном участке материал начнет подсыхать (слегка менять цвет), начинайте затирать его плоской пластиковой гладилкой чередующимися круговыми и прямолинейными движениями. Следите, чтобы рабочая поверхность инструмента не была сухой, при необходимости слегка смачивайте ее водой.
Если при выравнивании участок стены слегка оголился, наберите немного материала на пластиковую гладилку и разгладьте его на этом участке.
После полной отделки одной стены начните обработку смежной. Разравнивайте покрытие движениями от угла внутрь участка поверхности.

Редакция благодарит московскую фирму «КРИТ» за предоставленные материалы и помощь в проведении фотосъемки.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»
    №8
  • Материал подготовил:
    Виктор Полухин
  • Фото:
    Дмитрий Минкин

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть