Европа забила тревогу из-за доминирования SpaceX в сфере коммерческих космических запусков
Чуть более недели назад Европейское космическое агентство (ESA) объявило об инициативе по изучению «будущих космических транспортных решений». По сути, агентство выделило около $600 000 трём компаниям — ArianeGroup, Avio и Rocket Factory Augsburg — для изучения систем запуска, которые будут конкурентоспособны после 2030 года .
«Эта инициатива позволит Европе понять будущее космических запусков и подготовиться к нему, — сказал директор по космическому транспорту в ESA Даниэль Нойеншвандер (Daniel Neuenschwander). — Она закладывает основы, которые позволяют нам подготовить будущее после ракет-носителей Ariane 6 и Vega-C. Эти системные концептуальные исследования касаются направлений, которые определят приоритеты будущих потребностей космических программ Европы, но также позволят удовлетворять потребности международного рынка».
Подразумевается, что следующее поколение европейских ракет, большая ракета-носитель Ariane 6 и меньшая Vega-C, будут удовлетворять потребности ЕС в запусках на ближайшее десятилетие. Эти обе ракеты, которые являются развитием более ранних поколений, должны войти в строй в течение следующих 12–18 месяцев.
Однако сейчас, похоже, в Европе растёт беспокойство по поводу того, что ракеты Ariane 6 и Vega-C не будут конкурентоспособными на рынке запусков даже в ближайшем будущем. Это важно: хотя государства-члены Европейского Союза оплачивают разработку ракет, после достижения эксплуатационного статуса эти носители, как ожидается, должны выйти на самоокупаемость за счёт коммерческих пусков.
Министры экономики Франции и Италии пришли к выводу, что рынок запусков кардинально изменился с 2014 года, когда началось проектирование ракет Ariane 6 и Vega-C. Согласно сообщению газеты Le Figaro, министры считают, что способность этих новых ракет конкурировать на рынке коммерческих пусков с тех пор значительно ухудшилась.
Основная причина — SpaceX. Благодаря своей многоразовой недорогой ракете Falcon 9 американская компания смогла снизить цены за вывод на орбиту больших коммерческих спутников — именно для этой области создавалась Ariane 6. В то время как европейские аппараты Ariane когда-то играли доминирующую роль в запуске геостационарных спутников, они уступили значительную долю рынка с 2014 года. Более того, за счёт программы SmallSat Rideshare по сокращению затрат путём запуска сразу целой массы аппаратов для различных заказчиков с помощью одной ракеты, SpaceX может отнять хлеб и у Vega-C, которая имеет грузоподъёмность около 1,5 тонн при выводе на полярную орбиту.
Как сообщается, Европа сейчас отстаёт от SpaceX и по другим ключевым параметрам. Благодаря партнёрству с NASA, SpaceX теперь может доставлять людей к МКС. Французский космонавт Томас Песке (Thomas Pesquet), например, в следующем месяце летит на корабле SpaceX Dragon в рамках миссии Crew-2. Он, вероятно, станет первым из многих европейских специалистов, которые будут доставляться на орбиту ракетами SpaceX. У Европы также в настоящее время нет программы вроде Starlink, в рамках которой SpaceX довольно экономно выводит сотни коммуникационных спутников в год на низкую околоземную орбиту.
Из-за этого министры Франции и Италии призывают Европу дать достойный технологический и промышленный ответ на успехи SpaceX. Неясно, какую форму это примет, и как быстро ЕС сможет предпринять ответные меры. Более того, любая инициатива будет осложнена политикой. Программа Ariane возникла во Франции, а программа Vega — в Италии. Германия, у которой не было собственных ракет, имеет несколько специализирующихся на малых пусках компаний, включая Rocket Factory Augsburg, и страна может стремиться стимулировать частную конкуренцию у себя вместо вливаний в общеевропейские космические программы.