Еще раз про школу и учителей

Почему еще раз? Тема благодатная — как ни понять жалобу гоголевского Луки Лукича Хлопова: «Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». И все умные люди спешат высказаться по страшно злободневным вопросам о школе, потому что каждый знает, что, как и когда надо делать, чтобы школа соответствовала его требованиям.

Итак, вопрос первый – каким должен быть, по их мнению, учитель?

«Современный учитель должен быть честным, справедливым, активным, трепетным и чутким».

«Учитель не только должен любить детей, но и сам должен быть в душе ребенком, а также многогранной, интересной для любого возраста личностью».

«Это человек, который всю жизнь учится сам. Который черпает силы в своей работе. Активен в общественной жизни, имеет полезные навыки».

«Учитель не должен помнить обиды, иметь личные предвзятости к учащимся, он должен уметь видеть в каждом талант и хорошие качества».

«Учитель должен быть слегка строгим, но справедливым, уметь держать дисциплину в классе, знать свою работу от А до Я и опрятно выглядеть».

Было еще мнение, что учитель – это призвание, и, значит, платить ему много не нужно — ему должно хватать удовлетворения от работы и всеобщей признательности.

Не буду пересказывать все пожелания как взятые из интернета, так и услышанные от родителей собственных учеников. Сведу их к формуле, которая устроит всех: учитель должен быть святым.

Не менее (скорее даже более) страстно обсуждается вопрос второй – какие сейчас в школе работают учителя?

Есть еще третий вопрос, который робко время от времени поднимают сами учителя: кто нас такими сделал? 

Правда, этот вопрос, как глас вопиющего в пустыне, тонет в общем хоре, когда со вкусом начинается обсуждение главной национальной проблемы, талантливо сформулированной когда-то Чернышевским: «Что делать?». 

За два последних десятилетия и на этот вопрос, по-моему, ответ найден, потому что алгоритм действий повторяется с удручающей точностью.

Сначала появляется неприятный факт: вследствие разгулявшейся инфляции у учителя зарплата стала настолько маленькой, что, даже работая на две ставки, он едва сводит концы с концами. Но денег, как известно, нет, и сверху раздается команда: «Ату их!», по принципу: «Сам дурак!»  И все, кому не лень, взрываются благородным негодованием.

На школьном Олимпе появляется идея, что учителя, люди безграмотные, каким-то хитрым способом получившие дипломы (а, может, в институтах им эти дипломы по блату дали — преподаватели вузов, тоже на маленькие зарплаты жалуются), предмета своего не знают, а сами-то они ЕГЭ сдадут? Надо устроить им ЕГЭ и переаттестацию пожестче.  Сочинили совершенно некорректные КИМЫ (сужу по выложенным в интернете), устроили. Учителя сдали. И переаттестации не испугались. На унижение даже не обиделись, только о зарплатах не забыли – просят!

Тогда надо намекнуть им, а заодно и всему сообществу, что люди с таким моральным обликом, как у них, требовать повышения зарплат не имеют права! 

И понеслось:
Учительница написала на лбу ребенка: «Не готов!» — как можно таким невоспитанным извергам доверять детей!

Учительница избила ребенка его же ремнем (наверное, самого беззащитного выбрала, зверюга)!

Учительница не взяла ребенка в театр, потому что родители денег на билет денег не сдали, а на свои почему-то везти не захотела, жадюга!

Обозленные, обиженные на жизнь, родители охотно травлю подхватывают. 

Учитель схватил сына за шиворот, когда тот стал душить товарища? Жалобу!!! И не думают, что, когда в следующий раз кто-то начнет душить этого сына (а такое может быть, так как агрессоры рано или поздно отпор получают), учитель просто побоится за него вступиться. Да и за себя тоже. 

Учителей режут, бьют, рубят, а они еще не перевелись, вероятно, любят острые ощущения. Поэтому трудно в них вбить «трепетность и чуткость».

И одуревшие от безнаказанности детки выкладывают в интернет свои подвиги – расправы со сверстниками и учителями!  А почему нет? Директора, «оскорбившего» нарушителя дисциплины – уволили. (Кстати, хотелось бы знать, как оскорбил, за что оскорбил, но такой задачи перед карающими органами не ставится – хулиганам- то можно все!)

Другой директор этой же или другой школы предпочтет в конфликте встать на сторону нарушителя. И ученики несут в школу кастеты, баллончики, ножи. А чего стесняться? Пусть кто-нибудь тронет!

Если удастся «достать» учителя и спровоцировать его на насилие, можно через суд получить моральный ущерб – тысяч 30 и купить, например, компьютер. (Был в нашем городе в одной из школ подобный случай несколько лет назад).

Хотя… вроде бы перебор? Ведь страдают от подросткового удальства не только учителя, но и дети?

Ну, это решается легко: нужно ввести в школе новые уроки:

РПЦ хочет дополнить школьную программу курсом «Нравственные основы семейной жизни;

Минобороны предложило готовить школьников к армии с 15 лет. Для этого предлагается ввести в школах преподавание военно-прикладных видов спорта;

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предложила ввести новый обязательный предмет «Основы информационной безопасности»;

Петербургская общественная организация «За безопасность» направила в Министерство образования и науки обращение с просьбой организовать в школах уроки безопасного селфи.

«Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» предлагает ввести уроки психологии (уже написали учебник и рабочие тетради для учеников с третьего класса).

Это далеко не полный перечень общественных инициатив. Вишенкой на этом торте является предложение КПРФ сделать рабочую неделю учеников пятидневной….

В общем, с учениками попроще: не оставлять им свободного времени, на всякий случай поставить в школах турникеты и заставить получше дежурить тех же самых учителей…

Но вы подумайте только, даже это не может излечить учителей от алчности – они по-прежнему жалуются на мизерные зарплаты!

Посчитали, сколько времени учитель работает. (Росстат составил рейтинг профессий по продолжительности рабочего дня). Оказалось – рабочий день у учителя – самый короткий в стране. Не верят учителя — говорят о многочасовой подготовке к урокам, о проверке тетрадей, о работе классного руководителя, отнимающей не менее трех часов в сутки.

Тогда пускается в ход тяжелая артиллерия. Школу начинают проверять. Чиновники из комитета образования (благо, их теперь там очень много), роспотребнадзор, пожарники…

Я знала очень хорошего завуча, ушедшего из школы, потому что над отчетами в разные инстанции приходилось сидеть по 16 часов в сутки. Последней каплей было чье-то требование срочно сообщить, сколько детей в школе не имеет светоотражающих полосок на одежде…

Увольняются учителя. Молодые. Перспективные. Уходит из нашей школы учительница, проработавшая 10 лет после института. Детей любит, предмет свой знает, полностью соответствует требованиям, с которых я начала свою статью. Увольняется.
Спрашиваю: 
-Не жалко?
Ответ:
— Нет! Не могу больше позволять за такие копейки издеваться над собой! У меня будто пелена с глаз спала, ведь можно жить с моей профессией (она учитель информатики) по-человечески!

Полгода назад уволилась другая молодая учительница. На вопрос: «Почему?» — ответила исчерпывающе: «Я себя не на помойке нашла!»

В нашей школе, впрочем, как и в других — две трети учителей – работающие пенсионеры. И те активно подумывают об уходе. Главная причина – пенсий государство не индексирует. Наверное, опасается, что при наличии зарплат учителя начнут индексированные пенсии отправлять в офшоры. Это следует из подтекста заявления министра финансов РФ Антона Силуанова в ходе заседания Госдумы. По его словам, правительство не планирует восстанавливать индексацию пенсий работающим пенсионерам: «Мы считаем, что общий доход пенсионеров с учетом и заработной платы, и пенсии все равно будет расти даже более высокими темпами, чем пенсии пенсионеров, которые не работают». 

Но зарплаты не растут, и уровень жизни стремительно падает. В этих условиях, может, и стоит предпочесть индексацию зарплате?

И останутся в школах люди, которым осталось до пенсии год–два.… С ними тоже просто: льготную пенсию убрать, и все?

Иногда у меня мелькает мысль – уж не ради ли этой цели так обращается с людьми, вопреки всему «сеющими разумное, доброе, вечное» государство?

Недаром с горячим одобрением говорят о семьях, где решили дать образование ребенку дома.

Закрываются вузы, потому что стране не нужно много граждан с высшим образованием, закрываются школы, потому что государству дорого их содержать, оставшиеся лихорадит от взаимоисключающих требований к ним от властей разного уровня.

Например, эти проверочные работы в разных классах по разным предметам не только никакой пользы не приносят, но и нарушают образовательный процесс, что иногда невосполнимо. Больно смотреть, как убивают школу!

В заключение — тарификационная картинка зарплаты учителя русского языка высшей категории, Почетного работника общего образования РФ, стаж – 40 лет, проживающего в Забайкальском крае, где пока есть доплаты за суровые климатические условия, но не менее и суровые цены:
Ставка (одна) – 7300;
Проверка тетрадей (за две ставки в месяц): 
— в 6 классе (проверять надо каждый день!) — 303 рубля 83 копейки; 
— в 7-ом – 243 рубля, 
— в 8-м – 202 рубля 80 копеек; 
— в 11-м – 103 рубля (за трехстраничные сочинения)
Далее — % за выслугу – вышеупомянутые 40 лет -, забайкальские, высокие результаты труда, минус подоходный. Итого: на 2 ставки 32 000 рублей. Столько же с этого месяца на две ставки будет получать уборщица.

Я отнюдь не утверждаю, что уборщицы слишком много будут получать. Хорошо, что про них вспомнили, ведь даром люди работали много лет. Но ответственности у них поменьше… Опять же бумаги никакие заполнять не надо. А учительский день самый короткий, как говорит Росстат. Может, кто-нибудь из них согласится поменяться местом? В зарплате не потеряют…

В 90-е годы среди учителей ходил анекдот:
Разговаривают два члена правительства:
— Представляешь, мы учителям зарплату уменьшаем, количество работы увеличиваем, а они в школу ходят! Мы по году зарплату не платим, а они все равно в школу ходят! Мы их разной работой не по профессии загрузили, а они ходят, ходят!
— Слушай, а, может, с них деньги за вход брать?

Да, может, правда, деньги за вход с нас нужно брать?

Или снова Чернышевского Николая Гавриловича спросить: «Что делать?»

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть