Для водителей готовят важное изменение. Оно касается транспортного налога
На рассмотрение в Госдуму направлен законопроект, предполагающий полную отмену транспортного налога. Автором документа стал депутат Андрей Барышев из «Единой России». Он считает необходимым изменить Налоговый кодекс, а выпадающие доходы компенсировать за счет акцизов на топливо.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, замена транспортного налога доходами от продажи топлива — акцизом — приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры.
«В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и ее последствиями часть населения значительно меньше использует транспортные средства, при этой для указанной части населения отмена транспортного налога будет существенной мерой поддержки», — говорится в разъяснениях.
Также депутат считает, что с учетом относительно невысокой собираемости транспортного налога и производившейся индексации размеров акциза на топливо «отмена транспортного налога является конструктивной мерой, призванной более справедливо распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, исключить избыточное налогообложение отдельных категорий граждан, стимулировать к приобретению более экологичных транспортных средств».
По замыслу авторов документа, законопроект в случае его принятия должен вступить в силу уже с 1 января 2021 года.
Фото: duma.gov.ru
Что мешает отмене транспортного налога
Отмена транспортного налога — одна из самых дискуссионных тем в автомобильном сообществе. Однако в Госдуме уверены, что водителей от него избавят только в случае поддержки со стороны руководства страны. Так, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил , что несколько раз смог лично предложить эту идею президенту Владимиру Путину. Однако уже почти десять лет подряд против этой идеи выступает Минфин — ничего, по словам Лысакова, не изменилось и сейчас.
«Сейчас в стране постковидный период, бюджет трещит по швам, кто в собственном уме будет отказываться от 100 млрд рублей в год, — говорит Лысаков. — В Минфине не хотят отказываться от лишних денег, раз они поступают в бюджет. В итоге и стоимость топлива растет, соответственно, и акцизы, а еще и налоги. Конечно, транспортный налог надо отменять. Чтобы нивелировать потери можно, например, объяснить, что с 1 января 2021 года стоимость топлива вырастет на рубль. Оно ведь и так дорожает, сейчас хотя бы станет понятно, почему».
Автосервисы
Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.Всегда рядом.
Выбрать сервис
Лысаков напомнил, что сейчас более ста стран взимают транспортный налог, включив его в стоимость топлива. Этот способ он назвал «самым правильным и справедливым»: те, кто чаще пользуются автомобилями и имеют возможность покупать более мощные модели, будут платить больше и наоборот. Так, в случае если кто-то поставит машину «на прикол» и не будет ей пользоваться, не будет платить и налоги.
«Много ездишь — больше платишь, мало ездишь — меньше платишь. Если машина мощная, ты потребляешь больше топлива и, опять-таки, платишь больше, — рассудил Лысаков. — И при этом водитель пополняет бюджет того региона, где эксплуатирует этот автомобиль. Например, живет он в одном, а отправился путешествовать в другой регион, ездит по местным дорогам, и там же заправляется: отчисления с каждого рубля идут в бюджет этого региона на конкретные дороги, которыми больше пользуются. Лучше такого способа ничего не придумано, но государство не хочет пойти на изменения — зачем отказываться от лишних денег, если водители платят».
Фото:
В свою очередь глава Минтранса Евгений Дитрих регулярно критикует эти предложения. Отчисления от уплаты этой пошлины уходят напрямую в региональные дорожные фонды, а регионы, по его мнению, не готовы к таким потерям. На одном из заседаний Госдумы в 2019 году он напоминал о том, что каждый регион при желании имеет полное право самостоятельно изменить структуру налога. Так, например, поступили на Камчатке, где этот налог снизили в среднем на 30-35% для автомобилей старше 10 лет — а это более 80% всего автопарка региона. К примеру, владельцы старых внедорожников платили по 50 тыс. рублей в год, то теперь — 35 тыс. рублей. Действуют подобные льготы в Новосибирской области и Приморском крае и в ряде других регионов.
Почему транспортный налог вызывает столько критики
Депутаты из разных партий регулярно предлагают избавить водителей от спорного налога в самых разных формах. К примеру, в июле предложение не платить налог тем, кто не пользуется машиной от полугода и более в МВД России направил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Он напомнил, что сейчас в России размер этого налога не зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства.
Контролировать процесс отправки автомобиля на простой депутат предложил с помощью ГИБДД — туда водители должны будут обратиться для временного приостановления срока регистрации машины. При этом необходимо будет оставить в ГИБДД на безвозмездное хранение госномера.
Автосервисы
Гарантия хороших условий
Сход-развал
1500 ₽
Замена тормозных колодок
700 ₽
Замена масла
500 ₽
Покраска бампера
3000 ₽
В июне 2020 года депутат Госдумы Василий Власов предлагал в текущем году снизить транспортный налог на 25% для всех автовладельцев из-за объявленного в России режима повышенной готовности по причине коронавируса. Он мотивировал это тем, что в связи с вынужденной самоизоляцией подавляющее большинство россиян несколько месяцев просидели дома и не пользовались автомобилями. Это затронуло как физических, так и юридических лиц.
Тогда Власов уточнял, что его предложение о скидке — оперативная мера поддержки населения в период пандемии. В дальнейшем такой шаг мог бы стать переходным: депутат предложил в дальнейшем снизить его на 50%, а потом вовсе отменить.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Между тем координатор проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев считает, что если у владельца нет денег на транспортный налог или же он не пользуется машиной вовсе, то ее лучше продать.
Будут ли россияне реже ездить на автомобилях
Российские автомобилисты из-за пандемии и в период после нее действительно стали реже выезжать на дороги. К примеру, в Москве падение трафика в среднем составило около 40% — количество автомобилей снизилось до 1,45 млн единиц. Об общем падении трафика по причине ограничений говорили и в Госавтоинспекции. Однако после снятия ограничительных мер трафик начал постепенно расти, о чем в том числе в интервью рассказывал Аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.
Не снижается и интерес к покупке автомобилей. Так, после снятия большей части ограничений, в том числе и на работу автосалонов, дилеры рассказали, о заметном росте спроса как на новые, так и на подержанные машины. Представитель РОАД Олег Мосеев рассказывал в беседе с , что в премиальном сегменте клиенты стали приобретать второй и даже третий автомобиль в семью, чтобы полностью исключить использование такси. В свою очередь сами дилеры рассказывают, что из-за ожившего спроса в салонах даже наблюдается дефицит на самые популярные марки и модели. Дело в том, что сказался отложенный спрос: после снятия карантинных мер в автосалоны пошли и те, кто собирался покупать машину в 2020 году, и те, кто решил просто инвестировать накопленное в автомобиль.
О рекордных цифрах спроса рассказывают и представители сервисов по продаже автомобилей. К примеру, в «Авто.ру» сообщили о начале беспрецедентного роста спроса и на новые, и на подержанные автомобили. В компании в июле зафиксировали на 58% больше обращений по объявлениям о продаже новых автомобилей и на 17% — о продаже подержанных машин по сравнению с июлем прошлого года.