Дистанционное обучение при помощи… учеников!
Школы страны перешли на дистанционное обучение, и многие учителя схватились за голову: программа не пройдена до конца, а у некоторых учеников спорная оценка. Что же делать?
Расскажу про свой опыт. Самое главное — на последнюю неделю четверти не планировать проведение самостоятельных и контрольных работ непосредственно в классе, полностью перехожу на электронный журнал (ЭЖ). В нём есть возможность и тест прикрепить, и личное сообщение ученику отправить с определённым заданием. Тест можно и на другой платформе создать и дать ученикам ссылку, чтобы они могли его пройти. Даже в google-документах есть возможность создания тестов.
Чтобы ученики не списывали, делаем несколько вариантов, перемешиваем вопросы и ответы. Да, они могут сделать скриншоты задач, и обсуждать решение в своей беседе. Поэтому в задачах изменяю данные, чтобы ученикам пришлось перерешать. Ну и иллюстрации с GIF-анимациями! Посмотрели гифку и записали название процесса, или по картинке определили, где хромосфера, где фотосфера. Да, картинка есть в Интернете, но там подписаны названия слоёв, так что придётся сопоставить с основной картинкой, на которой слоёв даже больше.
По электронным тестам удобно готовить детей к тестовой части ОГЭ и ЕГЭ. Ученики привыкают ко времени, которое напрямую не зависит от учителя, могут оценить время выполнения разных заданий. Нам остаётся лишь просмотреть данные, и выяснить, какая тема «западает» у учеников.
«Один решил — дал другим списать» — скажете вы. «Несколько вариантов» — скажу я. Откуда же брать столько вариантов? Сами ученики пусть и делают! Старшие классы придумывают задания для среднего и младшего звена, набирают текст в программе типа Microsoft Office или LibreOffice, да хоть в «Блокноте», и отправляют любым доступным для вас способом. А можно и другие задания — ребусы, загадки, кроссворды и пр. Да ещё и оформить в виде презентации. Только заранее разработайте критерии оценки, чтобы не было вопросов: «Я же сделал так же, как Петя, почему мне четыре?».
На данный момент ученики 11 класса получили задание в рамках изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» (учебник под ред. А.А. Пинского): написать эссе о возможности жизни во Вселенной. Тем более что за урок до этого мы обсуждали НЛО, их появление, фальсификации. Есть над чем поразмышлять.
Тезисы и критерии были отправлены ученикам в ЭЖ. Помимо этого отдельной строкой (соответственно и отдельной оценкой) идёт предложение оформить своё эссе в виде поста во ВКонтакте, но не текста, а аудиозаписи. Сейчас подкасты становятся популярнее, может быть, кто-то из учеников найдёт себя именно в этой сфере? Вот вам пример, как это сделал Костя Следевский.
Но как же быть с учебной программой? Ведь ученики сейчас пытаются разобраться во всём самостоятельно, и не у всех получится это сделать со 100 процентным успехом. Можно дать ссылку на видеоматериал какого-нибудь образовательного ресурса. А можно снять видео самим. Поскольку у нас с учениками сорвалась лабораторная работа по изучению электромагнитной индукции, были записаны короткие видеоролики, ссылки на которые были отправлены и в беседу ВКонтакте, и в ЭЖ. К работе прилагались вопросы, на которые необходимо было ответить после просмотра всего видеоматериала.
Ну, допустим, посмотрели, оформили, как проверить? Ученики фотографируют свои лабораторные работы и присылают мне, и никаких отговорок типа «а я тетрадь забыл дома».
Записывайте опыты или даже целые уроки! Для нас — новые знания и ценный опыт, а для учеников — привычная подача материала от любимого учителя. Причём ученики могут скачать этот видеоролик и просматривать при подготовке к контрольной работе или к экзаменам.
Ученики готовы к стриму
Пока снимала ролики для 8 класса, старшие кинули идею — давайте стрим проведём. Стрим — прямой эфир с подключившимися учениками, которые видят мой рабочий экран и слышат мой голос. Стримы проводят на платформах типа Zoom или Discord, где есть возможность подключения большого количества людей без потери качества и торможения картинки. Многие ученики смотрят стримы геймеров, им такая подача информации привычна. А вот мне…Несколько часов мы разбирались вместе с ними в новой для меня программе, создавали голосовые чаты, тестировали наушники, проверяли настройку микрофонов у ребят. Меня ученики только слышат, а видят ту презентацию, которую я им заранее приготовила. По беседам кинула клич в виде опросов, когда проведём стримы. Голосуют, готовы заниматься!
Кстати, про игры. А вы знали, что у игры Minecraft есть образовательная версия? В обновлении Educational Edition есть возможность составлять атомы из протонов и нейтронов, получая разные химические элементы. А в специальном соединителе объединяем химические элементы и получаем сложные вещества! Откуда узнала о таких возможностях в игре? Ученики и рассказали! Мало того, что рассказали, так ещё и на школьную конференцию выходят с темой «Использовании компьютерных игр в изучении физики». Как раз скоро будут изучать тему «Радиоактивность», так почему бы не воспользоваться современными средствами.
Не бойтесь просить у учеников помощи. Многие откликаются, потому что им самим это выгодно. Ведь учитель может придумать какое-то новое нестандартное задание, которое разнообразит процесс обучения, даст возможность раскрыться ученикам, которые даже не проявляли активность на уроке. Ученики легко адаптируются к таким подходам в обучении, ибо они живут в этой информационной среде. Игры, стримы, подкасты и прочее — для них всё это уже обыденность. Так может нам выйти из тени, и показать, что учителя тоже готовы обучаться новому. Что мы готовы меняться и развиваться с учениками и для учеников!