Директор по наследию и стилю Cartier — о формах и короткой жизни вещей

Пьер Райнеро © пресс-служба Автор Нина Спиридонова 04 июля 2022 На последнем салоне Watches & Wonders Cartier представил впечатляющую по масштабам и разнообразию коллекцию — от самых сложных часов в своей истории до изысканных ювелирных. О секретах вечно актуального стиля французского бренда рассуждает Пьер Райнеро

Почти 20 лет Пьер Райнеро занимает пост директора по имиджу, стилю и наследию Cartier, и именно он является носителем идеи о том, как должны выглядеть те или иные предметы под логотипом прославленного дома. Он — один из немногих, кому удается облечь в слова эти художественные абстракции.

Santos, Tank, Baignoire — все исторические силуэты часов Cartier остаются актуальными по сей день. В чем секрет?

Тут надо благодарить наших отцов-основателей за их талант и визионерский взгляд. Все эти формы — не воля случая, но вдумчивая кропотливая работа. Уверен, что Луи Картье заставлял своих рисовальщиков смотреть в глубь вещей, видеть суть формы. Чистота линий в дизайне часов связана не только с функцией (показывать время), но и с назначением (носить на запястье). За любой придуманной вещью Cartier всегда стояла идея, концепция, поэтому любая форма осмысленна и ее можно развивать.

Базовый силуэт должен быть чистым, простым, чтобы предполагать развитие?

Чистоту надо отличать от минимализма. В силуэте должны быть детали, привлекающие внимание. Дом Cartier вовсе не минималист: мы не отказываемся от деталей, декора. Но необходимы предельная точность и баланс. В линии Pasha есть очень заметные детали, связанные с техническим устройством: корпус этих часов был создан водонепроницаемым — отсюда двойная защита коронки, и этот элемент стал знаковым. Форма была обусловлена техническими ограничениями, которых теперь не существует, а деталь стала приметой стиля.

Часы Pasha de Cartier

Tank — это тоже упражнение в стиле?

Разумеется. Первый Tank 1917 года имел квадратный циферблат, ограниченный довольно заметной рамкой корпуса. В 1922-м Луи Картье сделал силуэт более вытянутым, поперечины более тонкими, а продольные линии более скругленными — эта модель называется Tank Louis Cartier, а предыдущая — Tank Normal. Суть формы Tank составляют циферблат и две продольные параллельные линии, к которым крепится ремешок. Далее в 1924-м появилась вариация Tank Chinoise с подчеркнуто объемными поперечными линиями, которые напоминали ворота традиционного китайского храма. В этом году мы пошли чуть дальше в этом китайском мотиве. Мост скелетонизированного механизма, разработанного специально для этих часов Cartier Privé, исполнили в виде стилизованного иероглифа — его буквальное значение «двойная радость». Детали подчеркнули красным лаком. Как видите, и здесь функция следует за силуэтом.

Часы Cartier Privé Tank Chinoise

И все же акцент на форме корпуса ограничивает функционал часов. Разве не так?

Да, наша ведущая стратегия — дизайн. Однако это не мешает работать с усложнениями. В этом году мы показали Masse Mystérieuse — самые сложные часы в истории Cartier. Скелетон сам по себе является усложнением: невероятно трудно создать зримый, эстетически красивый, функциональный механизм. В этом году скелетонизированные модели есть в коллекции Tank и в часах Pasha, где в качестве моста выступили крупные арабские цифры.

Часы Masse Mystérieuse, Cartier

Отличается ли подход к созданию современных ювелирных и часовых коллекций?

Фундаментальные принципы одни и те же, но сами предметы разные, отсюда и разные функциональные ограничения. В часах есть некий алфавит форм. Ювелирные предметы более изменчивы, подвижны, открыты для новых интерпретаций. Хотя и здесь есть сложившиеся иконы: Love, Juste un Clou. Надеюсь, однажды этот список продолжит новая линия Clash. В ювелирном деле фундаментальное значение имеет игра со светом, и все работает на эту идею.

Кольцо Juste un Clou, Cartier

Как меняется клиентура?

Она расширяется, все больше людей интересуется дизайном Cartier. И среди них все чаще встречаются молодые люди — они более свободны, не ограничены традиционными правилами касательно внешности и поведения. Сегодня у мужчины, который хочет выглядеть элегантно, значительно шире спектр возможностей, чтобы выразить свой вкус. Думаю, поэтому мужчины все чаще носят ювелирные украшения.

Кольца из коллекции Love, Cartier

Мир стал стремительным, но люкс требует времени. Нет ли в этом противоречия?

Нет-нет, наоборот. Благодаря сегодняшней цифровой реальности все происходит очень быстро: покупка, поиск информации, смена новостей. И в этой культуре «быстрого времени» выросло уже целое поколение, которое привыкло к короткой жизни вещей и легко расстается с ненужным. Но именно для молодых все большую ценность приобретают те «вечные», долгоиграющие предметы, которые сделаны вручную и изготовление которых требует времени. Произведения Cartier вызывают их неподдельное восхищение.

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть