Директор по наследию и стилю Cartier — о формах и короткой жизни вещей
Почти 20 лет Пьер Райнеро занимает пост директора по имиджу, стилю и наследию Cartier, и именно он является носителем идеи о том, как должны выглядеть те или иные предметы под логотипом прославленного дома. Он — один из немногих, кому удается облечь в слова эти художественные абстракции.
Santos, Tank, Baignoire — все исторические силуэты часов Cartier остаются актуальными по сей день. В чем секрет?
Тут надо благодарить наших отцов-основателей за их талант и визионерский взгляд. Все эти формы — не воля случая, но вдумчивая кропотливая работа. Уверен, что Луи Картье заставлял своих рисовальщиков смотреть в глубь вещей, видеть суть формы. Чистота линий в дизайне часов связана не только с функцией (показывать время), но и с назначением (носить на запястье). За любой придуманной вещью Cartier всегда стояла идея, концепция, поэтому любая форма осмысленна и ее можно развивать.
Базовый силуэт должен быть чистым, простым, чтобы предполагать развитие?
Чистоту надо отличать от минимализма. В силуэте должны быть детали, привлекающие внимание. Дом Cartier вовсе не минималист: мы не отказываемся от деталей, декора. Но необходимы предельная точность и баланс. В линии Pasha есть очень заметные детали, связанные с техническим устройством: корпус этих часов был создан водонепроницаемым — отсюда двойная защита коронки, и этот элемент стал знаковым. Форма была обусловлена техническими ограничениями, которых теперь не существует, а деталь стала приметой стиля.
Tank — это тоже упражнение в стиле?
Разумеется. Первый Tank 1917 года имел квадратный циферблат, ограниченный довольно заметной рамкой корпуса. В 1922-м Луи Картье сделал силуэт более вытянутым, поперечины более тонкими, а продольные линии более скругленными — эта модель называется Tank Louis Cartier, а предыдущая — Tank Normal. Суть формы Tank составляют циферблат и две продольные параллельные линии, к которым крепится ремешок. Далее в 1924-м появилась вариация Tank Chinoise с подчеркнуто объемными поперечными линиями, которые напоминали ворота традиционного китайского храма. В этом году мы пошли чуть дальше в этом китайском мотиве. Мост скелетонизированного механизма, разработанного специально для этих часов Cartier Privé, исполнили в виде стилизованного иероглифа — его буквальное значение «двойная радость». Детали подчеркнули красным лаком. Как видите, и здесь функция следует за силуэтом.
И все же акцент на форме корпуса ограничивает функционал часов. Разве не так?
Да, наша ведущая стратегия — дизайн. Однако это не мешает работать с усложнениями. В этом году мы показали Masse Mystérieuse — самые сложные часы в истории Cartier. Скелетон сам по себе является усложнением: невероятно трудно создать зримый, эстетически красивый, функциональный механизм. В этом году скелетонизированные модели есть в коллекции Tank и в часах Pasha, где в качестве моста выступили крупные арабские цифры.
Отличается ли подход к созданию современных ювелирных и часовых коллекций?
Фундаментальные принципы одни и те же, но сами предметы разные, отсюда и разные функциональные ограничения. В часах есть некий алфавит форм. Ювелирные предметы более изменчивы, подвижны, открыты для новых интерпретаций. Хотя и здесь есть сложившиеся иконы: Love, Juste un Clou. Надеюсь, однажды этот список продолжит новая линия Clash. В ювелирном деле фундаментальное значение имеет игра со светом, и все работает на эту идею.
Как меняется клиентура?
Она расширяется, все больше людей интересуется дизайном Cartier. И среди них все чаще встречаются молодые люди — они более свободны, не ограничены традиционными правилами касательно внешности и поведения. Сегодня у мужчины, который хочет выглядеть элегантно, значительно шире спектр возможностей, чтобы выразить свой вкус. Думаю, поэтому мужчины все чаще носят ювелирные украшения.
Мир стал стремительным, но люкс требует времени. Нет ли в этом противоречия?
Нет-нет, наоборот. Благодаря сегодняшней цифровой реальности все происходит очень быстро: покупка, поиск информации, смена новостей. И в этой культуре «быстрого времени» выросло уже целое поколение, которое привыкло к короткой жизни вещей и легко расстается с ненужным. Но именно для молодых все большую ценность приобретают те «вечные», долгоиграющие предметы, которые сделаны вручную и изготовление которых требует времени. Произведения Cartier вызывают их неподдельное восхищение.