Детские сады Германии глазами редактора Педсовета

Различия между дошкольным образованием в России и Германии (в частности, земли Берлин) обусловлены двумя важными моментами: образовательной программой и уровнем ответственности родителей за воспитание ребёнка. В берлинской программе дошкольного образования прописаны компетенции, которые должны поощрять воспитатели. Например, компетентность ребёнка по отношению к самому себе — уверенность и уважение к себе, любознательность, инициативность и исследовательский интерес. Ответственность за воспитание ребенка целиком лежит на плечах родителей.

Пространство 

Внутреннее пространство детского сада выстроено таким образом, чтобы ребёнок развивался без насилия со стороны воспитателей, но под их контролем и руководством. Отсутствие жестких рамок стандарта позволяет варьировать виды деятельности и занятия в соответствии с расположенностью к ним ребёнка: если сегодня ребёнок не хочет заниматься, скажем, развитием речи, он им не будет заниматься. Воспитатели проведут занятие в любое другое более комфортное время. Главным определяющим моментом является личность ребенка и его желание заниматься чем-либо. 

Оформление внутреннего пространства непривычно на российский взляд — все проще по эстетике и без заморочек (скотч, кнопки на стендах, вырезки из газет и пр.), но все направлено на то, чтобы отразить деятельность каждого ребенка, его сильные стороны, креативную составляющую и максимально информировать родителей.

На фотографии внизу — информация о том, что делать в ситуации несчастного случая, травмы, показан алгоритм оказания первой помощи и дальнейших действий.

Если что-то случается с ребенком в детском саду, воспитатель не несёт ответственности за полученную ребенком травму. Но травмы бывают чрезвычайно редко.

Детей приучают чистить зубы, у каждого свой стаканчик с зубной щеткой. Над столом со щетками висят своеобразные часы —  вокруг обозначены имена дежурных, которые имеют почетное право в день своего дежурства выдавливать зубную пасту на щетки всех участников процедуры. Наверняка, каждый ждет своей очереди с нетерпением. 

В садах мы не увидели специально оборудованных спален и столовых, но зато есть помещения, где ребенок может побыть один, если захочет уединиться. Воспитатель видит ребенка и контролирует его действия с внешней стороны, не вторгаясь в личное пространство. Да, и для детей, боящихся замкнутых или тесных пространств, есть отдельные туалеты.

В игровых комнатах двери всегда открыты, и любой ребенок может в любой момент по своему желанию зайти поиграть. Ребенок может передвигаться по внутренней территории учреждения без сопровождения взрослых — все продумано и сделано так, чтобы это передвижение было безопасным. 

Раздевалки не подразумевают разделения по группам, они общие для старших и младших детей. И это удобно — старшие помогают младшим застегивать пуговицы или зашнуровывать ботинки. И не беда, если сапоги стоят на том месте, где должен быть головной убор —  понимание, каким должен быть порядок, очень условно. 

Мы не увидели игрушки, с которыми обычно играют дети в российсках детских садах — куклы, детские коляски, машинки. Но зато в большом количестве представлены развивающие игры на развитие логики, мышления, памяти, на концетрацию внимания. 

В каждом саду есть помещения для творчества, там дети рисуют, красят, лепят, мастерят. Интересный вид деятельности — раскраска плиток, каждый ребенок раскрашивает свою. Затем плиткам дают высохнуть, покрывают лаком и составляют общую композицию. 

И снова — работа с правилами. Уже с самого раннего детства детей приучают к правилам — что можно брать, что нельзя, чем можно пользоваться одному, без взрослого, чем нельзя. На этикетке два человечка — один маленький, другой большой — значит, можно брать и пользоваться только вместе с воспитателем. Вероятно, именно эта системная работа в сочетании с выстроенной безопасной средой (отсутствие щелей между проемами и дверью, острых углов и т.д.) и приводит к тому, что в садах нет травматизма. 

Воспитатели много времени уделяют работе с родителями — проводят родительские встречи и лектории, встречаются индивидуально для бесед, устраивают совместные семейные праздники и два раза в год — родительские собрания. Интересно, что в немецких садах праздники направлены не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого в реализации события. 

Воспитатели не ведут никакой документации

В детских садах Германии нет внешних контроли­рующих инстанций, и немецкие воспитатели не обязаны вести отчетную документацию. Единственный документ, с которым работает воспитатель, — портфолио на ребенка. Оно ведется с момента поступления ребенка в детский сад и к моменту поступления в школу передается туда. Педгоги регулярно ведут наблюдения, подводят итоги совместно с детьми, регулярно информируют родителей о достижениях их ребенка. В портфолио выкладываются и фотографии детей, естественно, с разрешения родителей.

Интересная деталь — ведется только бумажный вариант. Мы увидели компьютер на рабочем столе воспитателя только один раз. Никаких гаджетов! Родители могут в любой момент попросить портфолио своего ребенка для ознакомления — они все находятся в зоне доступа.

Проверок в садах, в российском понимании, не бывает. Беря на работу сотрудника, ему доверяют априори. Но это не означает, что работа детских садов не контролируется. Регулярно проверяется соблюдение учебной программы, методики развития компетенций детей. Если они не соблюдаются, детский сад могут лишить лицензии или вовсе закрыть. Родители, со своей стороны, тоже внимательно осносятся к состоянию ребенка, и если замечают в нем нежелательные изменения, открыто идут на диалог с детским садом. Если же видимых результатов не происходит, родители могут обратиться в отдел контроля за детскими садами (Kita Aufsicht) и попросить проверить учреждение. 

Ежегодно воспитанников детских садов осматривают медицинские работники (в их числе и психологи) на предмет соответствия возрастному развитию. Если к моменту поступления в школу ребёнок не смог получить необходимых умений и навыков, родителям предлагают остаться в саду еще на год. Обычно родители так и поступают. Если же и через год ничего не изменилось, ребенок идет в школу, но ответственность за его подготовку к школе несет родитель. В дальнейшем он также будет ответственен за посещение ребенком школы и его успеваемость.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть