Делаем шаги к построению индивидуальных образовательных траекторий в обычной школе

На небе только и разговоров, что о море… То есть, в школе только и разговоров, что об индивидуальных образовательных траекториях. Разбираемся, что это такое и с этим справиться в условиях обычной школы, когда в классе по 30 учеников, и спланировать собственную образовательную траекторию для каждого почти невозможно.

Фото с сайта pixabay

Что же такое индивидуальные образовательные траектории? Принцип, который открывает перед каждым учеником возможность развиваться как личности именно в том русле, которое ему более всего интересно и в наибольшей степени соответствует его склонностям.

Однако есть сложность, и очень большая. Даже в семье попробуй объясни школьнику цену его лени в будущем, а что делать, если перед учителем 30 ребят, и из них в лучшем случае двое-трое по-настоящему сознательны и заинтересованы? Где уж тут добиться отклика и тем более полной ответственности за своё будущее от целого класса! К тому же, перед учителем стоит не одна только задача подать материал и вызвать к нему интерес. Задач множество, и все они первоочередные. Получается, что разрабатывать индивидуальную программу для каждого с учётом его желаний, склонностей и способностей — нереально.

Однако если воспитание сознательности и ответственности — и в самом деле задача семьи, то дать возможность эту ответственность проявить должна школа. И если есть шанс подтолкнуть ребёнка к сознательному выбору индивидуальной образовательной траектории, то это нужно сделать. Необходимо, чтоб ребёнок понимал, какова его цель, почему и зачем ему это требуется, что ему это даст в ближайшей перспективе и как добиться поставленной цели.

На помощь приходят разнообразные приёмы, как уже проверенные, так и совершенно новые.

Зачастую проблема в том, что ребёнок совсем не понимает, зачем ему в будущем тот или иной предмет. Объяснив это в двух словах и на примерах, можно бегло ознакомить детей со списком тем курса и дать им задание написать, какие темы они хотели бы изучать углублённо, как именно изучать (в физике и химии ребят больше всего увлекают опыты, в биологии могут заинтересовать рассказы о средах обитания животных или их происхождении от первопредков). Самым растерянным можно предложить выбрать из перечня вариантов и написать своё пояснение к выбранному пункту.

Это позволит определить степень заинтересованности каждого и уровень понимания общей задачи, а также распределить учеников по группам и предложить им дополнительные творческие задания, которые сами по себе могут их увлечь.

На базе ученических работ можно частично строить уроки. Когда ребёнок, получивший задание (по желанию), скажем, составить презентацию, успешно с ним справляется и потом видит, как его материал используется на уроке при обсуждении соответствующей темы, это серьёзно мотивирует его пробовать снова. Он, по сути, получает признание, результат его труда очевиден всем, и это может оказаться так же важно, как и дополнительная хорошая оценка.

Разумеется, необходимо очень точно сформулировать задание и проследить, чтоб оно было правильно понято. Также нужно иметь образец, на который ребёнок сможет ориентироваться. Если он будет понимать, как и что делать, тогда полученный результат может оказаться полезен как для самого ученика, так и для учителя. К тому же это опыт — в следующий раз ученику уже будет проще.

Кроме того, здесь может присутствовать элемент соревнования между школьниками. Те, кто справляется лучше и демонстрирует лучшие результаты, так или иначе поощряются, и это важно для детей.

Можно поручить ребёнку (опять же — по желанию) поискать занимательные факты по теме и на уроке познакомить с ними одноклассников. Так учитель разом убьёт нескольких зайцев — вызовет интерес к предмету, предоставит возможность поупражняться в поиске информации и изображений в Интернете (что ученику несомненно пригодится и в будущем) и заодно выяснит, что именно может заинтересовать его школьников. Так у учителя появится возможность до определённой степени скорректировать и собственный курс.

Конечно, индивидуальный подход в основном курсе организовать намного сложнее — ведь не могут же все уроки состоять из опытов и интересных фактов. Здесь на помощь приходят электронные обучающие ресурсы, такие как ЯКласс. Они предлагают разнообразные задания любых уровней, можно подобрать или составить проверочную для детей сообразно той программе, которую они для себя выбрали, в том числе и индивидуально для каждого. Сайт поддержит учителя и в дальнейшем: предложит ребёнку теорию, пояснения к заданию, оценит его успехи и составит отчёт, а заодно даст возможность привлечь родителей, которые смогут проследить за успехами своего чада и тоже оценить их.

Есть возможность, посвятив урок увлекательным наглядным опытам, далее поручить ребятам подробнее изучить теорию дома и зачем пройти тест — проверить, как теория была усвоена. Также сайт может предложить дополнительные ссылки на обучающие материалы, они помогут школьнику разобраться, что ещё он может почитать и изучить, чтоб улучшить свои результаты. Это хорошее подспорье для учителя, потому что в интернете очень много материала, но не весь он хорош. Ученика нужно научить ориентироваться в источниках, для этого потребуется какая-то исходная точка отсчёта.

Уважаемые участники, а вы пытаетесь индивидуальную траекторию создать или нет? А если получается, то как? Поделитесь в комментариях.

 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть