Цифровое гражданство и школа
Прогуливаясь по интернет-пространству, обратил внимание, что понятие «цифровое гражданство» всё чаще используется для определения тех компетенций, которыми должен владеть гражданин цифрового общества.
Между тем, мы значительно сужаем проблему, если поднимаем только вопросы о роли школы в формировании определённых качеств молодых людей. Каким мы должны воспитывать гражданина цифрового общества?
Цель
В условиях постоянно меняющегося технологического, наукоемкого и глобализованного мира важно подготовить наших учеников к успешности. Меняющийся мир требует от наших выпускников быть готовыми к адаптации, к кардинальным изменениям в своей профессиональной карьере. Добиваться успеха независимо от возникающих проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.
Информационные технологии открыли новые образовательные возможности и позволили ученикам подключаться к научным и учебным сообществам по всему миру. Как бы мы критически не относились к социальным сетям, — эта захватывающая для учеников виртуальная среда, которую больше нельзя игнорировать. Школа должна активно включаться и влиять на эти сети. Возникающие изменения требуют формирования новых знаний, навыков, компетенций, социального поведения. Умение пользоваться современными цифровыми инструментами должно использоваться ответственно с соблюдением этических норм.
Содержание обучения
Многое зависит от современных педагогов, поскольку они реализуют выработанную административными структурами концепцию и формируют навыки цифрового гражданства в повседневной практике. Необходима определённая система работы по ряду направлений:
- Образовательные технологии и цифровая грамотность.
- Ответственность.
- Формирование коммуникативных компетенций.
- Здоровьсбережение и безопасность в интернете.
Лишь такой системный подход к воспитанию цифрового гражданина, предполагающий решение задач, заложенных в Программе образовательного учреждения, поможет добиться эффективности. Крайне важно, чтобы учителя оперативно реагировали на постоянно меняющийся и обновляющийся цифровой контент, чтобы обеспечить его комфортность и доступность для использования учениками.
Многие учителя высказывают пожелания пересмотра процедур внедрения популярных технологий, онлайн сервисов, излишней фильтрации интернет-ресурсов. Одной из важных проблем является нормативное оформление использования (или запрета) ученических мобильных устройств (ноут- и нетбуков, смартфонов и айфонов, планшетов). Необходимо решить проблему доступного и приемлемого использования родителями электронных журналов и дневников, других форм обратной связи. Многие онлайн-инструменты определяют возрастные ограничения для создания аккаунтов, и поэтому условия их использования должны регулярно пересматриваться.
Реализация учебных и воспитательных задач
Очень важно, чтобы информационно-образовательная среда школы (ИОС) обладала избыточностью и вариативностью учебных материалов. Используемый контент должен всегда подвергаться анализу и ревизии, постоянно обновляться и дополняться. Занятия в школе должны быть основой, отправной точкой образовательной системы образовательного учреждения, соответствовать потребностям учеников.
Образовательные технологии и цифровая грамотность
Очень важно научить учащихся критически относиться к используемым цифровым источникам.
Цифровой гражданин — это тот, кто…
- использует эффективные стратегии поиска информации (например, ключевые слова, сужение, детализация поиска);
- использует надежные онлайн-ресурсы (например, базы данных, энциклопедии, электронные книги);
- критически оценивает информацию: используемые онлайн ресурсы и сайты;
- работает не хаотично, а регулярно применяет разработанную самостоятельно или с помощью учителя модель запроса, сбора информации, её использования и оценки качества получаемой информации.
Ответственность
Цифровой гражданин — это тот, кто …
- уважает интеллектуальную собственность других (например, цитирует, оценивает изученный ресурс);
- использует цифровые ресурсы ответственно и придерживается пользовательских соглашений;
- понимает ответственность и возможные последствия несанкционированного распространения информации;
- общается соответствующим образом в соответствии форматом того или иного социального сообщества;
- вносит свой позитивный вклад в местные и глобальные сообщества, предлагает, критически оценивает;
- умеет определить и отреагировать соответствующим образом и на возникающие онлайн-проблемы (например, киберзапугивание, секстинг (пересылка личных фотографий интимного характера), подстрекательство к суициду и т. д.);
- формирует собственную положительную репутацию в интернет-сообществе.
Здоровьесбережение и безопасность
Цифровой гражданин — это тот, кто …
- реализует меры предосторожности для безопасности в Интернете (например, пароли, настройки);
- защищает конфиденциальность себя и других;
- балансирует оффлайн и онлайн-действия (например, игры, текстовые сообщения, социальные сети и т. д.);
- использует устройства с учетом физического и психического здоровья.
На мой взгляд, руководители образовательных учреждений, их заместители должны разработать стратегию подготовки и воспитания цифрового гражданина или, по крайней мере, учитывать данную проблему в школьных программах. В свою очередь, и учитель также не может не учитывать возникающие препятствия на пути формирования цифрового гражданина. И принимать соответствующие решения.