Что такое школа? Начальная школа

Все проблемы учеников идут из начальной школы. Даже если детки успешно заканчивают первую ступень образования и начинают «сползать» только в 5-6-7 классах, причина снижения успеваемости – в «началке». Дети плохо читают, часто – по слогам. Они не понимают и не могут воспроизвести прочитанное. Они не запоминают то, что изучают. Не все, но добрая половина. Почему?

Причина одна. Дети не понимают более половины слов, которые им приходится слышать на уроке или читать в школьном учебнике. И это «более половины» у некоторых детей может доходить до 100%.

Мы, учителя, почему-то считаем, что дети обладают словарным запасом взрослого человека и понимают абсолютно всё, что мы им говорим или что написано в учебнике. Мы позволяем  включить в программу какой-то фольклорный текст, изобилующий устаревшей лексикой, не утруждая при этом себя разъяснением давно неиспользуемых слов. Да что там устаревшие слова, когда правильные значения большинства современных слов детям неизвестны.

Непонятые и понятые неправильно слова – причина всех проблем

Для понимания изучаемого материала у ребёнка должна сформироваться умственная картинка. Он должен получить мысленный образ изучаемого предмета/явления, включая его внутренние логические связи.

Если изучаемый материал уже представлен картинкой, то проблем, как правило, не возникает. Но если материал представлен словесно, то формирование картинки будет зависеть от того, насколько школьник понимает слова, словосочетания и предложения, представляющие этот материал. И непонимание даже одного слова может не позволить сложить всю картинку. А если какое-то слово понимается неправильно, то вся картинка может получиться неправильной, что вызовет замешательство у школьника.

Выражаясь кратко, причина всех проблем в образовании (в том числе в школьном) – непонятые или неправильно понимаемые слова.

Если изначально озаботиться тем, чтобы у каждого школьника не было непонятых слов или слов, понимаемых неверно, то можно быть уверенным, что каждый ученик станет успешным. Для меня это уже не гипотеза. Я это уже проверил. Вы тоже можете легко в этом убедиться. Если, конечно, захотите.

Словарь простых слов

Недавно я приобрёл одну интересную книгу. Называется она «Small Common Words Defined». В переводе на русский язык это – Словарь простых слов. Книга предназначена для англоязычных первоклассников. Она вся на английском и издана в Штатах. Прекрасная полиграфия, мелованная бумага; килограммов десять весит, не меньше.

Согласно этой книге, в английском языке 60 простых слов. Это те слова, которые организуют грамматику языка и используются при объединении слов в предложение (as, by, even, him, their, up, …).

В книге 752 страницы.  Первые 108 страниц представляют пошаговые инструкции по пользованию толковым словарём. Все инструкции подробно иллюстрированы и снабжены тренировочными упражнениями.

На следующих 232 страницах изложены дефиниции тех самых простых слов (получается в среднем по 4 страницы на одно слово). Остальное (403 страницы) – глоссарий слов, использованных для толкования простых слов.

Объём книги большой оттого, что КАЖДОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА — ПРОИЛЛЮСТРИРОВАНО!

Ничего подобного для русского языка я не видел. У нас нет даже нормального, пусть НЕиллюстрированного толкового словаря для школьников. Не просто маленького и «обрезанного», а именно адаптированного для ученика и как-то связанного со школьной программой. В тех словарях, что сегодня доступны, очень часто могут разобраться только взрослые, и то при условии, что они – лингвисты и у них достаточно терпения для прояснения бесконечных ссылок. Хорошо, если эти ссылки не цикличные.

В школе зачастую самый популярный толковый словарь Ожегова не найдёшь, даже если искать его в кабинете русского языка и литературы. А зачем он? Мы же совсем не используем толковые словари в школе.

Прибавьте сюда то, что школьные учебники, в том числе для начальной школы, изобилуют словами, значения которых порой даже родители детей не понимают. И каково тогда самим детям?

Вот совсем свежий случай. Второй класс. Проблема с домашним заданием. Начинаю разбираться. Вылезло слово «характеристика». Спрашиваю пацана: что это такое? Он говорит: что-то, связанное с истерикой… Ладно, хоть «истерику» знает. И такое — через слово.

Я видел попытки одиночек создать словарь простых слов для русского языка. Например, Словарь простых слов Михаила Козина. Хорошее начало. Но, если говорить про школу, то это — работа для целого института:

Какие слова ребёнок должен знать при поступлении в школу? Какие слова ему надлежит освоить за первый год обучения? За второй? И так далее.

Отдельно – толковые словари терминов по школьным предметам: по физике, математике, химии, биологии и все остальные.

«Бабушка, а кто такой Мудала?»

В 2007 году в Самару с обучающим семинаром приезжал Шалва Амонашвили. Тогда мне довелось впервые присутствовать на уроках мастера. Целая неделя незабываемых впечатлений и открытий!..

Но здесь я хочу остановиться вот на чём.

В один из дней семинар вела супруга Шалвы Александровича ныне покойная Валерия Ниорадзе. В числе прочих она рассказала одну забавную историю, которая имеет отношение к восприятию слов детьми.
Примерно так (и обязательно с непередаваемым очаровательным грузинским акцентом):

                Сельский дом. Бабушка общается с маленькой внучкой и читает ей потешку:
               – Сорока-сорока! Где была?
               – Далеко! Кашу варила, деток кормила.
               Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
               А этому не дала…
               Внучка спрашивает: «Бабушка, а кто такой Мудала?»        

Очевидно, ребёнок знает слово «это». Ну, или хотя бы догадывается. Но не знает слово «этому». Он спросил. Бабушка, наверное, объяснила. А сколько детей не спрашивают и строят свои домыслы и невероятные картины услышанного. Добавьте сюда то, что многие слова в русском языке имеют больше одного значения. Получается полная каша.

Не у всех. Примерно у половины детей от рождения хватает способности интуитивно работать с контекстом и догадываться о правильном значении слов. Как раз они не испытывают больших трудностей при обучении. Другая половина, если им вовремя не помочь разобраться со словами, непременно увязнут уже на первом году обучения. Сегодня (и всегда) это происходит повсеместно. И это – главная и единственная причина неуспеваемости детей в школе.

Ребёнок не может выучить наизусть стихотворение только потому, что не понимает его смысла. Причина непонимания смысла – незнание значения слов в этом стихотворении. Ребёнок не может воспроизвести в своём разуме картинку, которую нарисовал автор. Проясните с ним слова, разберите смысл текста, нарисуйте образную картинку, и он мгновенно запомнит и воспроизведёт текст. Иначе всегда будет получаться «Мудала».

Почему у двух педагогов на равных классах получаются совершенно разные результаты. Одна школа, одна программа, одинаковые учебники, похожие дети, но в одном классе все дети успевают, а в другом – проблемы? Да, всё потому же.

Можно не соглашаться, но! До тех пор, пока мы не станем работать именно над проблемой понимания значения слов, мы не изменим ситуацию в нашей школе сколько-нибудь заметно к лучшему.

Анатомия проблемы мотивации школьника

Вот последовательность причин, приводящая к потере школьником мотивации к учению:

Не понимая значения слов, ребёнок не может понять прочитанный или услышанный текст. Объяснение учителя и учебник становятся для него недоступными. Не поняв изучаемый материал, ребёнок не может его применить, а, значит, не достигает успеха. Отсутствие успеха разрушает его мотивацию к обучению.

Это – вся анатомия проблемы мотивации школьника.

Других причин отсутствия у школьника мотивации к учёбе не существует.

Соответственно, лечить проблему мотивации школьников компьютеризацией, роботизацией, проектами, ТРИЗами, перестановкой школьной мебели и прочими «танцами с бубном» бесполезно.

Я не против использования достижений науки и современных технологий в школе. Но они являются самомотивирующими и мало влияют на общую учебную мотивацию школьника. Они не ликвидируют дефицит знания учеником русского языка. А без свободного знания русского языка нашему школьнику невозможно ничему научиться.

Правильным будет (как минимум):

1.      Определить точный минимальный перечень слов и понятий, которые ребёнок должен освоить до поступления в школу. Любые пробелы, обнаруженные у первоклассника, должны быть устранены школой самое позднее до окончания букварного периода.
2.      Подготовить и издать для школьников Словарь простых слов русского языка (по подобию того, который я здесь описал). Иллюстрированный! Включить его изучение в курс грамматики 1 класса.
3.      Включить в программу курса грамматики 1 класса изучение правил пользования толковым словарём и правил прояснения непонятного слова.
4.      При переиздании школьных учебников подвергнуть жёсткому контролю слова, используемые для изложения материала. Все новые слова должны быть пояснены на странице первого употребления и дополнительно собраны в глоссарии в конце учебника. Применение сложных слов в учебнике должно быть оправдано и соответствовать возрасту учащегося.
5.      Издать толковые словари для школьника, отдельно для начальной школы, основной школы, средней школы. Для первых двух – иллюстрированные.
6.      Издать иллюстрированные толковые словари предметных терминов по каждому школьному предмету.

Используя эти инструменты в работе с детьми, мы сможем существенно повысить мотивацию и успеваемость наших школьников. Попутно мы облегчим себе работу и повысим собственную самооценку благодаря появившейся способности достигать целей своей деятельности.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть