Что должно быть включено в курс развития речи

Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом — словами.

Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания. 

Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.

Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.

  Этап

Чему учим

Исследование объекта

Анализ текста
Анализ событий

Построение логики

Формальная логика
Культура дискуссии

Создание текста

Письмо по образцам и шаблонам (мастерство)
Развитие креативности (творчество)
Пополнение словарного запаса 

Развитие устной речи

Работа с черновиком
Обучение редактированию

   
В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании грамотности, о развитии познавательных способностей (память, мышление). 
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью.  Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.

А теперь о некоторых блоках поподробнее. Перечислены упражнения, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности.

Анализ текста

  • Пересказ по фильму
  • Пересказ по тексту
  • Пересказ по чтению.
  • Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д.
  • Методы анализа: контент-анализ, …
  • Стилистический анализ.
  • Анализ текста с разных исследовательских позиций.

Письмо по образцам

  • Стихи и проза наизусть.
  • Подбор подходящих слов.
  • Составление предложений по схемам.
  • Стилизация.
  • Письмо по логографам.
  • Создание средств выразительности. 

Пополнение словарного запаса

  • Работа с фразеологизмами.
  • Расширение кругозора.

Обучение редактированию

  • Тавтология. Упражнения типа "зачеркни лишние слова".
  • Устранение ошибок в композиции.
  • Алогизмы.
  • Языковые ошибки.

Целеполагание 

  • Издание школьной газеты.
  • Издание литературного альманаха.
  • Волонтёрская деятельность.
  • Обсуждение фильмов.
  • Исследовательская деятельность и защита проектов.
  • Беседы о смысле писательского труда.

Источник — проект «Могу писать»

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть