Читают, но не понимают. Почему?
Этот вопрос часто задают педагоги и родители. Вроде ребёнок умеет читать, но в то же время не может совершить самые элементарные действия: определить тему текста (о чём говорится) и сформулировать главную мысль (что говорится, основные смыслы), составить план (разделить текст на смысловые части и озаглавить их).
Как-то я предложила в качестве теста группе семиклассников прочитать текст из ВПР за курс начальной школы (три абзаца) и выполнить к нему задания. Из 10 человек ни один не смог сформулировать главную мысль, чаще всего называли тему; простой план из трёх пунктов худо-бедно составили, но многие формулировки оставляли желать лучшего. Не смогли сформулировать вопрос, который поможет определить, как читатель понял текст. Почему не смогли? Почему не в состоянии прочитать короткое задание к упражнению или контрольной и чётко, последовательно его выполнить? Причины могут быть самые разные, назову несколько.
Дети не владеют некоторыми необходимыми знаниями о тексте. Например, о том, что существуют три уровня текстовой информации: та, что сообщается в явном виде (фактуальная), та, что в явном виде в тексте не сообщается, но мы её находим «между строк» (подтекстовая), и основные смыслы текста, главная мысль (это концептуальная информация, её либо самостоятельно формулирует читатель, либо автор даёт в готовом виде). Понять текст можно лишь тогда, когда вычитаешь все три уровня информации.
Как следствие, опираясь только на фактуальную информацию, понимают содержание текста поверхностно. Умению вычитывать в любом тексте все уровни информации нужно специально учить, причём не только на уроках литературного чтения и литературы, но и на других предметах. Не нужно думать, что в начальной школе ребёнка полностью научили читать: есть приёмы чтения, которые можно освоить только в более старшем возрасте. Я совершенно уверена, что учить и учиться читать нужно постоянно, это один из составных элементов учебного процесса.
Дети все тексты читают одинаково, не зная, что есть разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, что нужно выбирать вид и приёмы чтения в зависимости от текста и цели чтения. В художественных произведениях фактуальная и подтекстовая информация одинаково важны, на их основе грамотный читатель самостоятельно интерпретирует текст, формулирует его основные мысли, соотносит собственную интерпретацию с объективным авторским смыслом. В тексте же учебно-научном, как правило, главная мысль сформулирована, основная информация сообщается в явном виде, и цели чтения этих текстов разные, и приёмы будут отличаться, и результат.
Приведу пример. Ребёнку нужно прочитать, понять и запомнить правило или определение из учебника, чтобы затем применять. Значит, текст нужно прочитать изучающим чтением. Вот алгоритм изучающего чтения текстов правил и определений, он есть в наших учебниках по русскому языку для начальной школы, но этот алгоритм универсальный и применим к любым учебным текстам, независимо от предмета и класса.
Шаг 1. Определяем, сколько в тексте смысловых частей. (Их столько же, сколько абзацев.)
Шаг 2. Задаём вопрос к каждой смысловой части текста. (Не отвечаем на готовые вопросы учителя, а именно сами формулируем вопросы к тексту. Это будут вопросы и к фактуальной, и к подтекстовой информации.)
Шаг 3. Записываем эти вопросы и получаем план текста. (Заодно узнаём, как составлять план!)
Шаг 4. Пересказываем текст с опорой на план и ключевые слова. (В текстах правил и определений ключевые слова обычно выделены.) Убеждаемся, что план и ключевые слова очень нужны: они помогают понять текст, запомнить его и построить связное высказывание. Если работаем с группой детей, лучше организовать пересказ в парах, чтобы каждый мог потренироваться.
Шаг 5. Передаём содержание в виде несплошного текста (схемы, таблицы, опорного конспекта, рисунка – кому как удобно).
Такая работа не занимает много времени, особенно когда ученики уже владеют этим алгоритмом, но результат стоит того, чтобы попробовать. Уже в процессе работы дети не только глубоко и всесторонне понимают текст, но и осмысленно его запоминают плюс попутно учатся составлять план и строить устное связное высказывание, работать с текстовой информацией, представлять её в разных формах, осваивают приёмы изучающего чтения.
Екатерина Бунеева,
доктор педагогических наук, автор учебников,
создатель Домашней онлайн-школы грамотности «Всё правильно»