Чем могут помочь опытные учителя молодым коллегам

Две стороны одной медали: молодых педагогов не воспринимают всерьёз, опытных педагогов считают устаревшими. Как достичь взаимопонимания?

Фото с сайта unsplash.com

Молодые педагоги — это всегда свежая кровь, вливающаяся в устоявшийся и более или менее сбалансированный организм школы. Когда-то в далёком 1987 году нас, молодых специалистов, пришло одномоментно 11 человек. Как потом вспоминал директор, это был потенциальный тайфун, цунами и землетрясение в одном флаконе. В нас была мощь, которая могла снести всё на свете. Так мы оказались вброшенными жизнью в океан под названием школа.

Помню ощущение заботы, которым нас окружило старшее поколение. Как умели, как могли. Институтская заповедь: «Забудьте всё, чему вас учили в школе» точно так же работает там, куда вы пришли открывать свою трудовую книжку: «Забудьте, чему вас учили в институте, здесь начинается жизнь». Только мы говорили это себе сами, но чуть позже, когда с головой окунулись в мир образовательных проблем. Для начала мы пытались применять методички к нужному месту в нужное время. 

Глядя на нынешнюю молодежь, вспоминаю наши молодые годы. Нам хотелось доказать, что мы можем многое. Мы организовывали конкурсы, соревнования, участвовали во всех экспериментах. Более старшее поколение, у которого уже были свои семьи и заботы, старалось передать нам бразды правления, а мы с радостью их принимали. Это огромный плюс молодости. Наш директор не прогадал, приняв нас в свой коллектив. Были у нас и КВНы с курсантами, и походы в неизведанные места и даже банальное дежурство по школе превратилось в интересное мероприятие.

Безусловно, после определенного количества лет работы энтузиазм уменьшается, на жизнь смотришь философски, энергию лишний раз стараешься не расходовать. Но буйная молодая энергия молодых педагогов заразительна. Те положительные эмоции, которые они получают в процессе творчества, окупает затраченные силы. Глядя на горящие глаза, хочется присоединиться к процессу. Образуется мощный креативный коллектив, который создает различные проекты. Происходит оживление школьного организма. Но возможен и второй вариант, когда юный пыл будет загашен скепсисом старших коллег.

Комментарий ЯКласс: Главное во взаимоотношениях старшего и молодого поколения — не делить территорию и сферы влияния, а сотрудничать. В конце концов, ведь всеми педагогами движет одна цель. Чтобы выстроить диалог между поколениями, можно использовать современные образовательные технологии, которые помимо прочего помогают построить мостик к ученикам. Например, в ресурсе ЯКласс есть возможность создавать собственные задания в разделе «Редактор предметов», а потом обмениваться ими с коллегами. Здесь все равны — каждый может предложить свои интересные задачи, иллюстрации и тесты.

В 20 лет 40-летний человек воспринимается как старик. Не минует это и взаимоотношений педагогов. Ребята, только что окончившие вузы, считают своих старших коллег не иначе как мамонтами, считают, что они не понимают молодых и, соответственно, не место им в школе. Столь максималистский взгляд ошибочен. Опыт невозможно получить в институте, его можно только наработать. И без фундамента, который и представляют наши опытные педагоги, невозможно создать некоторую стабильность. Самое главное — это научиться слышать друг друга. Тогда старшее поколение сможет с гордостью смотреть на своих подопечных  возможно, даже констатировать, что ученики превзошли своих учителей.

Итак, с позиции бывшего молодого учителя мои мысли, как надо и как не надо действовать старшему поколению по отношению к начинающим учителям. Я сама стала использовать их, когда перешла в категорию опытного преподавателя.

1. Не влезайте во взаимоотношения молодого учителя и класса

Достался мне сумасшедший 4 «Б» в составе 44 человек. Это был ад! Они срывали все уроки подряд. Их первая учительница, бабушка лет за 70, все три года державшая их в ежовых рукавицах, приходила на переменах, ругала и говорила, что они её позорят. Но как только за ней дверь закрывалась, всё начиналось заново. Я уже тогда понимала, что её приходы не только бесполезны, но даже вредны. Они мешали выстраивать свои собственные отношения с ребятами. Кроме того, я оказывалась в ситуации обиженной девочки, которую приходили защитить. Не помогало это созданию имиджа самостоятельного педагога. Но сказать это пожилому учителю, желавшему мне исключительно добра всем сердцем, я не могла.

2. Обращайтесь на Вы и по имени-отчеству

Помню пожилого педагога, который обращался к нам «деточка». В этот момент переворачивалось всё внутри, это звучало унижающе, и в душе рождался протест. Никогда за советом к этому педагогу не обращалась. Мы — коллеги, и не надо на меня смотреть сверху вниз. Опыт — дело наживное, а уважение — оно должно быть изначальной точкой взаимоотношений. Дальше всё встанет на свои места: дружеские отношения позволят перейти с кем-то на «ты» и по имени в свободное от работы время. А кто-то навсегда останется только в официально-деловом формате. И это нормально. Но вот это снисходительное «деточка» (или Светочка, Дашенька и т.д.) не имеет право на существование по отношению к молодому педагогу без соответствующего на то от него согласия.

3. Предлагайте помощь, но не навязывайте её

Учитель русского языка была официально назначена моим наставником. Тонкий, мудрый человек, умевший поддержать, подсказать и направить неопытного молодого специалиста. Она не лезла в мои взаимоотношения с классом, давала рекомендации только по поводу проведения уроков, причём только тогда, когда я сама подходила к ней с вопросами. С самого начала я видела желание услышать меня, с чем-то согласиться и похвалить, а ошибочные варианты очень корректно и аргументированно объяснялись. Думаю, что благодаря ей я научилась слышать конструктивную критику и пропускать мимо ушей обычное критиканство. Думаю, именно таким и хочется видеть старшего товарища-коллегу, именно к такому хочется подойти за помощью.

 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть