«Большой брат» присмотрит в Петербурге за мусором и нерадивыми водителями

Фото: Майя Жинкина/«Коммерсантъ»

В Петербурге с 2023 года в городские камеры подсадят искусственный интеллект, который будет анализировать мусор и соблюдение правил парковки.

Почти 80 тысяч камер системы «Безопасный город» появится к концу года в Петербурге. Об этом отчитались во вторник, 6 сентября, представители комитета по информатизации и связи во время бюджетных слушаний в Законодательном собрании.

Эта система работает в Петербурге уже почти пять лет. Комплекс «Безопасный город» создан в рамках федеральной концепции для мониторинга обстановки на дорогах, в общественных местах и во дворах. В отличие от Москвы, где аналогичная система, например, во время пандемии активно ловила безмасочников, в нашем городе так активно камеры не использовались. Как писала «Фонтанка», причина — в не самом четком изображении. Сотрудники правоохранительных органов не раз сетовали чиновникам на то, что в системе есть дыры и чаще всего преступника можно отследить в радиусе нескольких сотен метров, а дальше только предполагать, куда он скрылся.

Минувшей весной камеры пытались использовать для привлечения к ответственности участников несанкционированных митингов. Правда, по данным адвокатов, в марте удалось вычислить таким образом порядка пяти петербуржцев.

Впрочем, теперь камеры подключат не только к работе на митингах и поиску преступников. Как рассказал в рамках бюджетных слушаний директор Городского мониторингового центра Роман Борисенко, чиновники заключили соглашение с комитетом по природопользованию, а также обсуждают сотрудничество с комитетом по транспорту.

«Фонтанке» Борисенко объяснил, что в планах у чиновников — подключить к камерам, которые расположены во дворах, специальное программное обеспечение, которое будет мониторить уровень загрязнённости контейнерных площадок. Система заработает со следующего года.

«Мы сейчас переходим к тому, чтобы камеры фиксировали не только то, что касается скопления людей и вопросов безопасности. Мы прорабатываем вопрос, чтобы подключить систему (такие разработки уже есть), которая бы фиксировала мусор возле баков и, если они загрязнены, передавала бы информацию мусорному оператору», — отметил он.

По словам Борисенко, сейчас ведётся оценка, сколько камер уже захватывает в своём изображении мусорные баки, а сколько предстоит настроить или установить так, чтобы был нужный охват.

«Несколько лет назад в Петроградском районе проводили такой эксперимент. И точно можно сказать: там есть 180 камер, которые непосредственно рядом с контейнерными площадками стоят», — добавил он.

В Невском экологическом операторе «Фонтанке» подтвердили, что участвуют в обсуждении использования умных камер для мониторинга состояния контейнерных площадок. Правда, там отметили, что рассчитывают, что камеры помогут в основном в борьбе с нерадивыми строителями, которые пытаются сэкономить на вывозе строительного мусора и скидывают его в баки:

«Наиболее остро сегодня эта проблема наблюдается в Невском районе Санкт-Петербурга: на контейнерных площадках для ТКО фиксируется огромное количество несанкционированного скопления строительных отходов от капитального ремонта. В иных случаях их огромное количество не позволяет жителям ближайших домов даже подойти к баку, который, к слову, вывозится своевременно».

Борисенко говорит, что в будущем камеры планируется сделать многофункциональными: внедрить туда систему не только по оценке замусоренности площадок. Например, можно отслеживать стоящие на газоне машины. Бороться с таким водителями, применяя штрафы и эвакуаторы, в Петербурге начали сравнительно недавно. Сейчас их либо ищут сотрудники специально созданного управления при ГАТИ, либо подсвечивают сами жители.

Еще одно очевидное пространство для использования, о котором говорит Борисенко, — зона платной парковки в центре города. Она расширяется весь год и будет расширяться дальше. Система мониторинга припаркованных автомобилей при этом в городе уже работает, но только в одном месте — камера стоит у торгового центра «Галерея». Другое дело, что одним искусственным интеллектом здесь не обойдешься — требуются естественные полномочия. С попаданием в платную зону все новых улиц водители традиционно начинают закрывать номера, а стражи привилегированных машиномест — привычно выставлять на проезжую часть заборчики для своих. Прикасаться ни к тому, ни к другому инспекторы Центра управления парковками права не имеют, так что они просто проезжают в своих машинах мимо, фиксируя на камеру более откровенных нарушителей.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Фото: Майя Жинкина/«Коммерсантъ»

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть