Большая вода: как реки способствуют развитию городов будущего

Рассказываем, как в России и в мире создают необычные общественные пространства в прибрежных зонах

Фото: Karres en Brands

В России сотни городов, деревень и сел расположены на реках. Только на берегах Волги их насчитывается более 60-и. Многие пустующие и даже заброшенные пространства рядом с водоемами имеют большой потенциал для благоустройства. Сегодня применение прибрежных территорий для улучшения экологии и комфорта промышленных районов — один главных трендов в российской и международной урбанистике.

Рассказываем, как обустройство речных зон помогает создавать города будущего в России и в мире.

Как изменится Саратов

В конце июля в Саратове стартовал Открытый международный конкурс на лучшие архитектурно-градостроительные проекты комплексного развития территорий центральной части города. Всего на конкурс поступило 67 заявок от архитекторов из 24 стран. Каждый из них предложил свою концепцию развития территорий бывшего аэропорта Саратов-Центральный, парка Победы, Зеленого острова, Глебучева оврага и острова Покровские пески.

По итогам первого этапа конкурса жюри выбрало пять консорциумов, которые разработали основные планировочные, ландшафтные и транспортные решения для этих территорий в рамках проекта застройки или благоустройства. Пятеркой конкурсантов стали:

  • ADEPT + TOBE Architects + Buro Happold (Дания);
  • Citymakers + Arteza + Megabudka+ Biology Saratos State University (Россия);
  • KARRES EN BRANDS + MANDAWORKS + KOSMOS (Нидерланды);
  • l'AUC + Mosbach Paysagistes + OFFICE Kersten Geers + David Van Severen (Франция);
  • «Новая Земля» + Wagon Landscaping SAS + Mæ Architects Ltd + GRACE SRL + LABORATORIO PERMANENTE DEGLI ARCHITETTI NICOLA RUSSI E ANGELICA SYLOS LABINI + SNoU project Ltd (+ M4 Ltd (Россия) + «8 линий» (Россия).

По итогам второго этапа конкурса в финал вышли российский консорциум Citymakers + Arteza + Megabudka+ Biology Saratos State University и нидерландская команда KARRES EN BRANDS + MANDAWORKS + KOSMOS. Какая концепция в итоге победит и будет предложена для реализации в Саратове, помогут решить жители путем голосования. Результаты будут объявлены 19 марта. Общий призовой фонд конкурса составляет 33,5 млн руб.

Проект консорциума под руководством Citymakers

Бывший аэропорт

Международный конкурс проводится по Соглашению о сотрудничестве в области развития территории Саратовской области между Фондом ДОМ.РФ и Правительством Саратовской области, администрацией МО «Город Саратов», администрациями Саратовского, Татищевского, Энгельсского районов. Оператором конкурса выступает консалтинговая компания КБ Стрелка. Конкурс проводится при поддержке Международного сообщества городских и региональных планировщиков (International Society of City and Regional Planners, ISOCARP).

В состав жюри конкурса вошли президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, директор государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр развития Саратовской агломерации» Александр Стрелюхин, глава муниципального образования города Саратова Михаил Исаев, член совета директоров международного сообщества городских планировщиков ISOCARP Дидье Ванкуцем, а также основатель архитектурного бюро West 8 Адриан Гёзе и другие.

Проект консорциума под руководством Karres en Brands

Фото: Karres en Brands

«Конкурс позволяет найти сбалансированное проектное решение»

Антон Финогенов, заместитель генерального директора Фонда «Дом.РФ»:

— Такие конкурсы акцентируют внимание на вопросах устойчивого развития российских городов. Они предлагают решения, интегрирующие вопросы охраны окружающей среды и устойчивого природопользования с процессами нового строительства и реконструкции. Другими словами, конкурс позволяет найти сбалансированное проектное решение для нескольких взаимосвязанных, но имеющих свою специфику территорий в центре крупной миллионной агломерации.

Особый интерес представляет тот факт, что конкурс предложил решение по интеграции в городскую среду традиционно депрессивных в России территорий — городских оврагов. Определенные наработки и подходы, предложенные нашими участниками, могут применяться в различных проектах в других регионах. «Дом.РФ» заинтересован в проведении подобных конкурсов в тех регионах, где власти готовы проактивно участвовать в их последующей реализации.

«Особый акцент сделали на управление дождевыми потоками»

Екатерина Гончарова, директор проектов «КБ Стрелка»:

— Одна из главных задач конкурсных проектов — сделать территории конкурса образцом бережного взаимодействия человека и природы. Чтобы помочь участникам конкурса справиться с этой задачей, в Техническом задании были проработаны карты ландшафтного зонирования рекреационных территорий. Это позволило участникам при разработке проектов ориентироваться на границы ценных природных ландшафтов.

Особый акцент сделали на управление дождевыми потоками. В местах со сложным рельефом, где эти потоки особенно интенсивны, участники конкурса могли запланировать песчано-щебеночные фильтры, биодренажные канавы или дождевые сады, чтобы удержать и очистить дождевую воду. Такие решения были разработаны для Технического задания совместно с консультантами компании Witteveen+Bos. Зеленая инфраструктура снижает нагрузку на ливневую канализацию и уменьшает риск подтопления во время сильных ливней. Также это позволяет снизить загрязнение Волги поверхностными стоками. Опираясь на предложения из технического задания, участники смогли разработать проекты, которые решают актуальные проблемы рекреационных территорий и помогают сохранить ценные природные ландшафты.

Международный опыт обустройства прибрежных зон

  • Улучшение экологии

Одним из ярких примеров улучшения экологии прибрежного района благодаря обустройству прибрежной зоны является Gowanus Canal Sponge Park в Бруклине. Канал Гованус, протекающий через одноименный промышленный район, был катастрофически загрязнен. На протяжении десятилетий сюда сбрасывали не только отходы близлежащих предприятий, но и воды объединенной канализационной системы Нью-Йорка. В русле канала накопились опасные промышленные токсины. Территория вокруг Говануса представляла собой улицы, которые заканчивались прямо у канала.

Канал Гованус (до)

(Фото: DLANDstudio)

Однако, несмотря на не самую благополучную экологическую ситуацию, недвижимость здесь пользуется повышенным спросом. Интерес покупателей стимулировал застройщиков к созданию чистых открытых пространств и улучшению экосистемы района. Архитектурное бюро DLANDstudio разработало мастер-план территории Говануса. Он предлагает соединить общественные и частные земли, прилегающие к каналу, чтобы создать непрерывную эспланаду с зонами отдыха вдоль его берегов. Согласно проекту, концы улиц будут служить въездными парками, обеспечивающими доступ к эспланаде и воде. В самих парках появятся сады, пространства для проведения выставок и мероприятий, рестораны и временные рынки. На каждой улице оборудуют лестницы, ведущие к причалам для катеров. Реализация проекта поможет не только создать комфортные пространства для жителей, но и улучшить экологию всего района.

Проект реновации канала Гованус

(Фото: DLANDstudio)

В техническом задании конкурса переустройства Саратова заложено решение схожей проблемы. Участники детализировали их и предложили свои идеи обустройства центральной части города. Благодаря реализации проекта-победителя в Саратове будет сохранена природная часть речных экосистем. В рамках конкурса участникам предложили ландшафтные карты, в которых было учтено зонирование территории.

Карта проекта парка Победы по проекту консорциума под руководством Citymakers

В центре Саратова появится множество зеленых зон, которые будут связаны между собой. Здесь благоустроят парк Победы, парк Свободы и Ботанический сад, а также создадут сеть зеленых пространств, включая бульвары, дворы и скверы. Это расширит возможности для отдыха горожан и будет способствовать улучшению экологии города.

Парк Победы по проекту консорциума под руководством Citymakers

(Фото: Citymakers)

Парк Победы предназначен для отдыха и проведения досуга на природе. Здесь будет создана развитая сеть прогулочных пешеходных дорожек и велосипедных маршрутов, связанных с прилегающими озелененными территориями. Кроме того, появятся спортивные площадки и места для пикников, амфитеатр, который в летнее время может использоваться для проведения различных мероприятий, таких как лекции, театральные постановки и видеопоказы. На берегу здесь появятся террасированные сады, откуда будет открываться панорамный вид на Волгу.

Фото: Karres en Brands

  • Сохранение исторических пространств

Одним из зарубежных примеров качественной работы с историческими промзонами близ рек является проект Cheong Gye Cheon Stream. Он представляет собой ручей Чхонгечхон в центре Сеула, преобразованный в стильное общественное пространство для отдыха длиной 11 км. Сегодня место является одной из главных достопримечательностей города, однако так было не всегда. После Корейской войны районы, тянувшиеся вдоль ручья, сильно пострадали и были частично разрушены. Из-за экономического кризиса в стране большие потоки людей стали переезжать из небольших корейских городов в Сеул в поисках заработка, окрестности ручья довольно быстро обросли временными жилыми строениями переселенцев. В скором времени из-за сливаемых в ручей нечистот он превратился в зловонный очаг антисанитарии.

Ручей Чхонгечхон (до)

В 1960-х годах, для того чтобы решить экологическую проблему, власти Сеула приняли решение о сносе построек и переселении граждан. Ручей было решено спрятать в бетонную трубу и построить над ним надземную скоростную автомагистраль. К 1970 году строительство было закончено, на месте ручья запущена скоростная двухъярусная автомагистраль. К 2000-м годам стал очевиден экологический урон, наносимый центру города магистралью. Мэр Ли Мен Бак принял решение возвратить ручью Чхонгечхон исторический облик. Магистраль снесли, а вокруг ручья был создан ландшафтный парк с фонтанами, зонами отдыха и 22 мостами.

Ручей Чхонгечхон (после)

Похожее преображение ждет и реку в Глебучевом овраге Саратова, которая, так же как и сеульский Чхонгечхон, была убрана в коллектор в 1960-х годах. Сегодня территория Глебучева оврага частично застроена индивидуальными домами, в том числе дореволюционными, а также спортивными объектами и автостоянками. Высокая степень загрязнения реки сточными водами привела к необходимости создания очистных сооружений. В рамках конкурса некоторые участники предложили пошаговые стратегии очищения реки и в долгосрочной перспективе открытие ее для горожан. Это позволит создать для жителей пространства для отдыха и занятий спортом.

Глебучев овраг по проекту консорциума под руководством Citymakers

(Фото: Citymakers)

В ходе преобразования Глебучева оврага частная жилая застройка со временем будет трансформироваться и станет частью прогулочной зоны парка. Ограждения и фасады домов приведут к единому облику. Здание физкультурно-оздоровительного центра, дворец спорта «Юность», бальнеологическую лечебницу и канализационно-насосную станцию сохранят, а их территории благоустроят и интегрируют в единый рекреационный каркас парка. Здесь появятся прогулочные дорожки и уютные зоны отдыха.

Глебучев овраг по проекту консорциума под руководством Karres en Brands

(Фото: Karres en Brands)

  • Возвращение социальной функции

Еще одним важным аспектом работы с прибрежными зонами является социальная функция. Один из таких проектов реализует в Великобритании The Quaggy Waterways Action Group (QWAT) — организация объединяет активистов, политиков и неравнодушных жителей, которые заботятся о сохранении реки Куогги в юго-восточной части Лондона. Эта река длиной 17 км в силу естественных причин не могла постоянно держаться в четком русле. Слабое течение и особенности почвы приводили к тому, что почти по всей длине Куогги большую часть времени была, по сути, болотом. Рекой же она становилась лишь во время сильных дождей. Именно такая особенность Куогги вынудила живущих на ее берегах людей задуматься о серьезных работах по обустройству берегов.

Фото: qwag.org.uk

К середине XX века почти на всем своем протяжении Куогги получила обустроенное людьми русло. Сегодня QWAG занимается решением проблем, связанных с защитой, развитием или восстановлением реки и ее притоков. Принять участие в очистке или в конференции, на которой обсуждается обустройство берегов, может любой желающий. Пока передвигаться на лодке или катере по Куогги нельзя, однако здесь ежегодно проводятся излюбленные местными жителями гонки резиновых желтых уток. Таким образом жители проверяют, насколько быстрее стало течение реки благодаря их трудам.

Как и во многих городах на крупных реках, в Саратове всегда были образовательные учреждения, где учат ходить на лодках. Однако сейчас яхт-школа теряет свою популярность. Конкурс позволит развивать речные и прибрежные территории таким образом, чтобы вернуть городу водные виды спорта, которые выполняют сразу три функции: образовательную, спортивную и рекреационную. Развитие водных видов спорта позволит удовлетворить запрос на разнообразный отдых.

Зеленый остров по проекту консорциума под руководством Karres en Brands

На Зеленом острове в Саратове планируется создать яхт-клуб, парусную школу и центр водных видов спорта. Лодочные базы здесь сохранят, но при этом распределят в наиболее благоприятных, защищенных от сильного ветра участках. Здесь также появится Музей морского флота, представляющий собой открытую экспозицию катеров, лодок и яхт. Его рекомендуется расположить вдоль променада. Главный пляж на территории Зеленого острова планируется перенести выше по течению, а на его месте создать новую станцию канатной дороги.

Зеленый остров по проекту консорциума под руководством Citymakers

Подробную информацию о конкурсе развития территорий центральной части муниципального образования города Саратова можно узнать на сайте saratov-competition.com.

Автор
Вера Лунькова

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть