Баланс и цифра
В классе Елены Александровны Чулихиной, учителя начальных классов Малодубенской СОШ №7 города Орехово-Зуево Московской области, много цифровой техники. Интерактивная доска, документ-камера, интерактивный стол, система голосования (все — Promethean).
«Интерактивные устройства помогают мне на любом уроке – от русского языка до физкультуры. Главное условие – целесообразность», — говорит Елена Александровна.
Она в курсе всех новинок цифрового обучения, многое придумывает сама и делится находками в своем блоге.
Елена Александровна гордится тем, что работает учителем
Только по санитарным нормам это интерактивное богатство можно использовать лишь несколько минут, а по федеральным стандартам еще и приветствуется групповая работа.
Мы попросили опытного учителя рассказать, что такое цифровое обучение и как ей удается проходить между Сциллой и Харибдой СанПин и ФГОС одновременно.
Нормированный урок
По нормам СанПин интерактивные устройства должны использоваться в начальной школе не более пяти-семи минут на одном уроке. За это время педагог успевает отработать с классом от одного до трех заданий (проверка домашнего задания, изучение материала или его отработка). Поначалу учитель засекала время при работе с девайсами. По мнению Елены Александровны, важно наработать навык использования техники простым повторением, тогда это действительно помогает вписаться в отведенное время и одновременно раскрыть весь функционал ее возможностей. Можно также разбивать время использования девайсов в течение всего урока. Например, после интерактивных заданий доска или стол затемняется, а при необходимости включается.
«Конечно, интерактивная доска – не все на нашем уроке. Мы также используем учебники, тетради, счетные палочки и кассу букв. Это развивает моторику, определенные функции мышления», — говорит Елена Александровна.
Домашние задания учитель задает тоже в двух видах: классическом и цифровом. Цифровое задание может быть подготовкой проекта, презентации. Такие задания педагог загружает на облачный сервис, чтобы и дети, и родители могли все увидеть. Классическое задание выполняется по учебникам и рабочим тетрадям.
Цифровые задания в школе, конечно, красочнее и интереснее. Любимое задание на интерактивной доске у класса Елены Александровны – сортировка. На экране изображены два воздушных шара с большими корзинами. Справа – список слов, который нужно распределить в эти корзины по определенному признаку, например, одушевленные и неодушевленные существительные. Иногда ребята находят неожиданные решения, могут сделать свой выбор по другим свойствам, по материалу или размеру.
Школьники любят распределять слова и предметы по корзинам
Интерактивная доска незаменима при творческих заданиях. Например, недавно Елена Александровна давала классу задание по предмету «Окружающий мир» — подготовить проект о предприятиях в Орехово-Зуево и Малой Дубне. Школьники рассказывали о местных фабриках и заводах, таких как Малодубинская утиная птицефабрика (ныне не функционирует), Дулевском фарфоровом заводе, о заводе дыхательной техники «Респиратор» и других. Ученики показывали на интерактивной доске свои презентации и фотографии к своим устным сообщениям.
Но помимо СанПин существует ФГОС, согласно которому у педагога в приоритете должна быть групповая работа.
Ее Елена Александровна делает по методу «карусели», как называет его учитель. Класс делится на четыре группы по шесть-восемь человек. Одна группа работает за интерактивным столом. Он выглядит как огромный экран планшетного компьютера. Вторая группа работает с традиционным учебником и тетрадью, третья – с интерактивной доской, а четвертая группа выполняет работу с помощью пультов или мобильных устройств. По истечению времени группы меняются местами, так что каждый ученик успевает использовать все доступные устройства и материалы.
«На групповой работе тихо не бывает. Но у нас работает обязательное правило: уважай другого, умей выслушать. Моя главная задача – координировать работу групп», — рассказывает Елена Александровна.
Цифровые помощники
В классе Елена Александровна для системы оценивания использует пульты, соединенные с интерактивной доской. Каждое устройство закреплено за определенным учеником. Для каждого ученика можно вывести разные задания и в разном порядке прямо на его пульт. Такая система исключает возможность списать у соседа. Пульты незаменимы и для самооценки.
«При самопроверке ученики отмечают плюсами и минусами правильность своих ответов. По итогам выставляется зеленый или желтый смайлик. Иногда ребенок ставит себе смайлик не того цвета, чтобы завысить себе оценку, но все результаты в моем компьютере, и я вижу, адекватно ли оценивает себя ученик», — делится Елена Александровна.
Документ-камера помогает Елене Александровне с визуализацией и наглядностью. Устройство отображает любой предмет, который подложен под камеру. Если необходимо сделать пометки в учебнике, а в книге рисовать нельзя — камера выводит изображение страницы на доску, где уже можно делать пометки.
Документ-камера помогает выводить изображение на большой экран.
Но не во всех классах Малодубенской СОШ №7 есть столько девайсов. Проекторы есть в каждом классе, а интерактивные доски – только в трех. К сожалению, пока не все учителя умеют обращаться с девайсами. В Государственном гуманитарно-технологическом университете Елена Александровна учит студентов работать с цифровым обучением. Учителям в школах приходится обходиться своими силами. Но наработками Елена Александровна всегда готова поделиться.
«Я регулярно провожу открытые занятия. Другие учителя, мои студенты, магистранты Шолоховского педагогического училища приходят ко мне на уроки. Также я выкладываю материалы в блог. Недавно проводила мастер-класс на Московском международном салоне образования на ВДНХ, показывала возможности использования интерактивной доски в работе учителя начальных классов», — рассказывает Елена Александровна.
Родители тоже могут ознакомиться с процессом обучения. Уроки преподавателя открыты и для них. Родители подписаны на Instagram классного руководителя и видят все наглядно. Также Елена Александровна регулярно присылает видео с уроков в группу своего класса в Viber.
Родители могут увидеть, чем ребята занимаются на уроках.
На вопрос, нужно ли цифровое обучение, Елена Александровна говорит твердое «да»:
«Главная задача в начальной школе – научить ребенка учиться. Электронные средства обучения великолепно в этом помогают педагогу».