Августовские тезисы одного скромного учителя словесности

В течение 4-х месяцев учителя, журналисты, неравнодушные родители школьников присылали статьи, стихи, видеоролики и даже песни на конкурс о цифровизации образования «Большая перемен@». 165 участников из 58 городов размышляли о том, как меняется роль учителя в эпоху цифровизации, спорили о пользе технологий и делились опытом. И вот итоги конкурса подведены и мы знакомим вас с работами победителей. 

Третье место присуждено учителю русского языка и литературы Диане Минец  из Череповца за текст, который мы предлагаем вам прочитать.

Не так давно, еще до летних каникул, готовясь к занятиям у школьниц гимназии и студентов университета и по сему поводу одиноко бродя по просторам Всемирной сети (по книжному совету небезызвестного польского писателя Януша Вишневского, автора культового романа «Одиночество в сети», столь чтимого минувшим поколением моих студентов- и школьников-тинэйджеров), я наткнулась на весьма интересный мультимедийный проект «Лаборатории Касперского» — «Земля 2050». Вроде бы ничего примечательного (обычный сайт, логично, что специально созданный, вполне типичный дизайн), если бы не оригинальная тематика: на нем собраны прогнозы социальных и технологических изменений на ближайшие тридцать, сорок и пятьдесят лет в мире. Проект носит отнюдь не развлекательный характер: в нем приняли участие эксперты самой компании-создателя, а также известные ученые и футурологи.

Тщательно изучив сценарии развития крупнейших городов мира и различных территорий земного шара, я наткнулась на один прогноз, который и послужил причиной предлагаемого эпистолярного опуса. Забравшись в интерактивную сферическую панораму Варшавы (памятуя о «простоквашинском» почтальоне Печкине, невольно ухмыльнешься, мол, до чего техника дошла!), прочла прогноз следующего содержания на 2040-й год: «Школьники прогуливают удаленные уроки». Весьма расстроилась, как и водится учителю, дескать, даже «прекрасное далеко» к системе образования по-прежнему остается крайне жестоким, но дочитала: оказывается, речь идет о том, что образование окончательно перешло на удаленный режим, больше не нужно ходить учиться в школу, вместо этого каждый школьник из дома или из парка в назначенное время включает голограмму преподавателя, который ведет урок, посещаемость уроков отслеживается по активности этой самой голограммы, родители получают уведомление о том, что их чадо — бессовестный лентяй и прогульщик или — напротив — трудяга и умничка. В принципе… ничего запредельного, но далее прогноз-2040 предлагает еще и вариант взлома этой системы, благодаря чему школьники научились подменять данные о собственной активности. Образовательное учреждение, ничтоже сумняшеся, получает информацию о том, что их обучающийся прилежно слушает лекцию и активно участвует в обсуждении на форуме, а на самом деле вместо учебной голограммы созерцает новую серию модного сериала или очередную порцию видеороликов с YouTube. Ну и … разумеется, иногда на потеху друг другу детки добавляют голографическому изображению преподавателя рога, уши или еще что-то уж совсем неприличное.

А для умения взаимодействовать и работать в команде создаются исследовательские группы школьников, перед которыми ставится конкретная задача, например, создать модель червяка в виртуальной реальности. И тут не столько важен результат, сколько сам процесс.

Далее я направилась в Дубай образца 2050-го года, где, домашние задания и оценки уже были в далеком прошлом. Теперь пространство школы стало местом, где можно интересно и креативно провести время и пообщаться со сверстниками: сбылась мечта всех школьников предыдущих поколений, ибо обучение по всем дисциплинам давно осуществляется дистанционно, получать новые сведения по физике или биологии можно сидя под деревом в парке или чистя зубы в ванной. Акцент образования сместился с получения и проверки конкретных знаний на обретение навыка мыслить, решать многоуровневые задачи и создавать инновации.

И я решила, что на следующие занятия студенты университета, у которых мне посчастливилось вести информационные технологии в филологии в том году, будут непременно писать эссе-проект на тему «Школа будущего». Так-то… А теперь серьезно… задумаемся… Что случится со школами, колледжами, вузами через тридцать-пятьдесят лет?

Проект «Земля 2050»

Сейчас, когда в эти минуты, вы читаете сей текст, логично, что тысячи мужчин и женщин по всеми миру с усердием и старанием трудятся над тем, чтобы через девять месяцев на свет появились дети, наше будущее (извините, конечно, что начинаю издалека, но работа в системе образования с соответствующим контингентом накладывает отпечаток). Примерно через 6-8 лет эти дети пойдут в школу (этак в годах 2025-2027-ом), а в районе 2035-2038-го года окажутся на пороге между средним и высшим образованием. Логично, что система образования спустя промежуток в более чем десятилетие не останется неизменной. Вопрос в том, какой она будет? Мы не Министерство образования с важным пунктом по эффективности расходования бюджетных средств, и по сему поводу можем позволить себе немного учительского вызова и футуристической романтики.

Итак, господа учительствующие и «учительствуемые», изложим наши августовские тезисы касательно грядущих трансформаций системы образования и имеющегося скромного педагогического опыта.

Тезис № 1. С глаз долой — из сердца вон, или отмена образовательного канона

Под «каноном» мы понимаем саму систему массовой школы и вузовского образования: в школах — 45-минутные уроки, ряды парт и размещение за ними по двое или одному (уж как бюджет школы позволяет), утренние линейки, оценки от «2» до «5» (в некоторых учебных заведениях спектр расширен до «10», конечно, сути дела это не меняет), в вузах — лекции, семинары, зачеты, экзамены, тот же самый рейтинг, деканы, факультеты, кафедры. Бакалавриат с магистратурой в вузах и ЕГЭ в школе, конечно, глобальные изменения вузовского и школьного образования, но де-факто — это лишь внешняя модификация, модификация формы, так сказать, а нашей («нашей» не значит только «российской», но «мировой» — в целом) системе образования необходимы содержательные реформы. Школы медленно, но верно отходят от обучения по принципу «учитель объясняет — ученик запоминает», «ученик пишет и отвечает — учитель проверяет», переводя обучение в самостоятельную проектную плоскость. Вместо банальной «зубрежки», например, исследовать свой рацион питания за неделю с точки зрения калорийности и пользы, или проанализировать свои карманные расходы за месяц с точки зрения уже упомянутой «эффективности расходования средств», или записать за своими друзьями все жаргонизмы и слова-паразиты, чтобы затем составить к ним словарик синонимов из литературных аналогов…. Да все может быть проектом, главное — чтобы ребенок был заинтересован и увлечен! И учебные группы вполне могут быть разновозрастными, предметы могут быть междисциплинарного профиля, и формат занятий не ограничен школьным сидением в четырех стенах. Иосиф Бродский, конечно, предупреждал насчет ошибок при выходе из замкнутых помещений, но, думается, здесь не тот случай. Все равно сие уже совсем скоро станет реальностью, так почему мы так упорно сопротивляемся этому сейчас???

Что делали мои подопечные в этом году на различных уровнях образования? Рисовали подробную карту путешествия некрасовских мужиков из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», писали продолжение эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», студенты в бесплатном конструкторе инфографики «Canva» создавали собственные филологические информативные изображения (ср.: «Модный look XIX века, или первый бал Наташи Ростовой» и пр.).

«Модный look XIX века, или первый бал Наташи Ростовой» (автор: Н. Дробинина, 2 курс)

«Кому на Руси жить хорошо»: опыт составления литературной карты (автор: Анна Голубцова, 10 «В»)

Тезис № 2. «Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня…» , или личная траектория образования в «университете миллиардов»

Речь идет о том, что ученик в зависимости от своих способностей и интересов сможет собрать для себя этакий «конструктор» из тех предметов, которые ему интересны и будет их осваивать. На первое место выйдет дистанционное образование (открытые платформы — отечественные и зарубежные), мультимедийные учебники, различные образовательные сообщества. Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится. Пример — всем известный проект «Coursera», в котором участвуют преподаватели Стэнфордского университета, Калифорнийского технологического института, Принстонского университета и других высокорейтинговых вузов. Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас там огромное количество, причем некоторые курсы читают действующие и будущие лауреаты Нобелевской премии. Согласитесь, это «круче», если использовать молодежный сленг, чем лекция печального доцента из провинциального института! Понятно, что одного желания обучающегося выбирать себе программу мало, многие вообще, подобно Илье Ильичу Обломову, выберут углубленный курс лежания на диване и просмотра роликов с YouTube. Чтобы система стала рабочей, она должна быть «системой», то есть включать профтестирование, психологические консультации, персональное тьюторство, курсы повышения квалификации для тех же родителей, способных помочь ребенку сделать правильный выбор, а не потакать его прихотям и причудам. Элементы этого уже сейчас имеются в школах и вузах, вспомним «элективы» и курсы по выбору и в старшей школе, и в вузе. Вполне реально появление и персонального тотального учебника с искусственным интеллектом, чем-то напоминающего «алмазный букварь» из романа писателя-фантаста Нила Стивенсона и способного подбирать учебные материалы под возможности и потребности каждого конкретного ученика. Нейронные сети, господа, и прочее!!! Невозможное — возможно, если верить бессмертным поэтическим строкам Александра Блока и менее поэтическим рифмам Димы Билана. Учитель уже давно утратил монополию на знания благодаря Сети, поэтому его задача стать этаким Вергилием из «Божественной комедии» Данте, то есть превратиться из рассказчика в проводника знаний средь бескрайних просторов возможностей.

Платформа «Открытое образование»

В рамках отдельных курсов, читаемых в университете, нам была предоставлена возможность внедрить незначительное количество часов (2-4 часа от курса) в свой предмет с платформы «Открытое образование» по сходным темам: там, читаемые мной курсы «Программа личностного и профессионального развития» и «Технология карьеры» в количестве 4 часов были дополнены темами «Целеполагание» курса «Персональная эффективность: тайм-менеджмент» от НИТУ «МИСиС» и «Поведение человека в организации: основные виды» курса «Организационное поведение» от НИУ «ВШЭ» на платформе «Открытое образование». Опыт, надо сказать, весьма успешный.

Тезис № 3. «Ой, теперь он и меня посчитал…» , или персональный портфель достижений

В пункте № 1 мы писали о необходимости отмены образовательного канона, чей незыблемый догмат держится на «двойке», «тройке», «четверке» и этаком карточном тузе — «пятерке» (да простит меня А.С. Пушкин с «Пиковой дамой»), которые де-факто мало что могут измерить. Да, портфолио уже стало важной частью жизни обучающихся, но неплохо было бы довести эту систему до национального масштаба, как в некоторых странах, например, Новой Зеландии: учет достижений за всю жизнь и привязка к грядущим страховке, кредиту и ипотеке. На сей момент система порфолио, скорее, формальная, добавят баллы к сумме трех ЕГЭ при поступлении (и то, не все достижения «котируются» на этом рынке!), учтут при оформлении стипендии за особые заслуги в вузе, глянут некоторые работодатели при трудоустройстве, если повезет… Мало, братцы, мало… В рамках читаемых преподавателем и ведомых учителем предметов эту же схему можно использовать в личном портфеле достижений по предмету: например, проводимые мной предметные и тематические онлайн-тестирования в «Kahoot!» и индивидуальные достижения обучающихся позволяют зачесть отдельным ученикам те или иные модули тем.

«Kahoot!» на открытой лекции, посвященной подъязыкам Рунета (онлайн-викторина по «мамскому языку»)

Тезис № 4. «Играй, музыкант…» , или игровое обучение

Речь идет о формате компьютерных игр и внедрении их в систему образования. Если уж подрастающее поколение готово сутками просиживать за компьютерами, то почему бы не сделать какие-то стратегические «игрушки» неотъемлемой частью учебного процесса? Да та же всем известная игра-стратегия «Цивилизация», где игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Вот и практикоориентированность, и междисциплинарность с совмещением целого блока школьных предметов. Чем не обучение общественным наукам и социальным практикам? И лет так через «-дцать» почему бы диплому победителя Всероссийской олимпиады по экономике не лежать рядом с сертификатом о прохождении «Civilization-30.0»?

Понятно, что современное поколение безнадежно ушло вперед, вооружившись до зубов айфонами и айпэдами. Да настолько, что отсидеть 45 минут без систематического «заглядывания» в экраны становится с каждым разом все сложнее. Находясь на уроках и даже встречаясь друг с другом, они продолжают писать сообщения в телефоне. Постоянный поиск дозы дофамина («О, кто-то полайкал мой пост на Facebook или «VK»!») снижает не только внимание, но любые креативные телодвижения. Стив Джобс оказал учителям медвежью услугу. Для того чтобы выполнять свой непосредственный педагогический функционал, надо — минимум! — стать интереснее смартфона. Мы давно не являемся носителями и хранителями того самого сокровенного знания, как было с профессорами в средневековых университетах. Чудесная «коробочка», начиненная микросхемами, превзойдет вас по всем мыслимым и немыслимым параметрам, обеспечив моментальный доступ к любой интересующей ученика информации. В кратчайшие сроки. Да еще — широчайший выбор досуга. Лексикон современного школьника замкнут между соцсетями, вайбером, ватсапом, твиттером, инстаграмом, ютьюбом и прочими интернет-штучками. И мы в любом случае должны это учитывать.

На открытом занятии в рамках городского конкурса «Педагогический дебют» мной был на платформе Learnis.ru был разработан онлайн-квест «Выйди из комнаты Р.Р.Р.» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где код от двери соответствовал комбинации отгаданных цифр-символов романа, составленных из ответов на вопросы.

Аналогичную схему я использовала и при чтении открытой лекции в Летнем литературном лагере в Санкт-Петербурге по теме «Современная русская литература: лицо и лица постмодерна», где код от двери представлял собой цифровой набор знаков из новейших литературных текстов.

Тезис № 5. «Учиться, учиться и учиться…» , или гражданское общество с непрерывным образованием

Университет, школа и образовательные сообщества должны стать единым целым, где все учатся чему-либо друг у друга и помогают друг другу при этом: вчерашний ученик спустя 2 года становится лектором для таких же, как он, вновь пришедших. К тому же, гражданские образовательные проекты, как показывает практика, куда эффективнее государственных. Недавно мне довелось побывать на одной научно-практической конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова, где докладчик из Омска (педагог-филолог) рассказал об их международном информационно-просветительском проекте «Современный русский» . По комплексу мероприятий практической филологии в деле популяризации грамотной речи среди населения проект не имеет аналогов в России и за рубежом. Цель проекта — повышение статуса современного русского языка среди его носителей, развитие интереса к культуре речи среди населения, противодействие губительным для русского языка и культуры в целом тенденциям снижения грамотности. Территориальный охват — от Владивостока до Калининграда, работает бесплатная служба экстренной лингвистической помощи, и каждый может задать совершенно любой вопрос касательно русского языка. Проект предлагает массу обучающих бесплатных видеоуроков. Вот оно образование будущего. Ненавязчиво, но эффективно. Интересно и доступно, но без скатывания к «примитиву»… Или акция грамотности «Тотальный диктант»… Ее вполне можно рассматривать как альтернативную форму повышения уровня владения языком. Масштабы «Тотального диктанта» поражают: сотни тысяч участников, охват всего мира от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый, никак не связанный с традиционными государственными структурами! Логично, что волонтеры и гражданские активисты не смогут полностью заменить педагогов, но… вариантов взаимодействия немало. Я лишь озвучила здесь проекты, имеющие отношение к моей филологической специальности. Без сомнения, подобных гражданских платформ немало и в нашей стране, и в мире. Жаль, что не все о них знают…

Облако тегов, Instagram и смартфон как обязательные инструменты на моих занятиях по древнегреческому языку и морфемике

Логично, что мы говорим на одном языке с друзьями, на другом — с официальными лицами, на третьем — в профессиональных сообществах. Вот оно… искусное, правильное, грамотное владение языком. Он в первую очередь должен использоваться в разных вариантах, помогая нам быть успешными в разных ситуациях. Нужно наблюдать за тем, как говорят другие, как говорим мы сами, анализировать свою речь, оценивать ее. Вот этому нужно учить прагматичных школьников «generation уже не P», но Z и Y. Это и будет являться стимулом к тому, чтобы язык изучали, старались найти наиболее адекватные средства для выражения своих мыслей. И этим нужно заниматься именно в школе, потому что в противном случае «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно» .

На уроках русского языка сегодня крайне важно включать современный материал, тексты различных форм современной коммуникации. Мы с ребятами говорили и о новых формах «словарей» в XXI веке — проектах журналов «Афиша», «Большой город», «The Village» и «Сноб» (так называемые «слова года – 2006-2018 гг.»), и готовили фототеку примеров коммерческих названий с языковой игрой/примерами нарушений языковых норм в текстах уличной городской рекламы (вывески, баннеры, штендеры, реклама на/в транспорте и пр.), и регулярно выделяли «десятиминутки» русского языка в XXI веке (они включали сообщения школьников о новых формах коммуникации в Интернете: «мимишный язык», троллинг как форма речевой агрессии у «граммар-наци», наивная лексикография, «русский язык на грани нервного срыва» и пр.) и т.д.

Хороший учитель тот, кто способен понимать учеников, а не только себя. Если его усилия дают устойчивый результат, значит, он работал правильно. Если этого нет, значит, нужно меняться, а не упрекать детей, что они плохо учатся.

«Мы ничему не учимся у того, кто говорит «делай, как я». Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «делай со мной», – писал в свое время Жиль Делез. Будем считать, этот текст моим вариантом ответа на вопрос о месте педагога в digital-реалиях настоящего и будущего нашей системы образования.

P.S.: К слову, до летних каникул студенты мне написали 20 эссе, своего рода 20 версий грядущего развития российского и мирового образования, 20 вариаций на тему школы будущего. Кто знает, возможно, к 2050-му году какие-то из этих двадцати версий окажутся точнее прогнозов «Лаборатории Касперского», упомянутой в самом начале нашего эпистолярия…

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть