АВА-терапия: универсальный способ скорректировать «трудное» поведение ребенка


Фотографии:Центр проблем аутизма / VK. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

ABA-терапию чаще всего используют для людей с аутизмом. Но ее принципы универсальны и применимы к любому человеку: они помогают скорректировать самые разные формы поведения: от повышенной агрессии до проблем со сном. В этой статье Центр проблем аутизма и член правления Ассоциации поведенческих аналитиков RusABA Екатерина Жесткова рассказывают, как устроена ABA-терапия и кому она может помочь. 

Что такое АВА-терапия

ABA — методика, которая  основана на прикладном анализе поведения (Applied Behavior Analysis). Ее задача — проанализировать внешние факторы среды, которые влияют на человека, и скорректировать его социально значимое поведение. 

К АВА-терапии чаще всего прибегают при расстройствах аутистического спектра (РАС), так как аутизм внешне проявляется именно в виде поведенческих нарушений. Детям с РАС трудно общаться и строить социальные отношения, любой новый опыт их пугает. Им свойственно стереотипное поведение, стремление следовать рутине: например, есть продукты только определенных цветов или играть в игрушки только с определенной текстурой. Навыки, которые нейротипичным детям даются естественно, ребенок с аутизмом осваивает с огромным трудом.

Однако возможности АВА-терапии гораздо шире. К прикладным аналитикам приходят и с другими диагнозами (например, синдромом Дауна или ДЦП), и вообще без диагнозов, но со сложностями в поведении и коммуникации. ABA помогает скорректировать разные виды проблемного поведения, а также сформировать бытовые навыки, развить речь и коммуникативные способности. 

Как работает АВА-терапия

Диагностика

АВА-терапия начинается с функциональной оценки поведения: специалист наблюдает за ребенком и отмечает, что он делает, а что нет.  Например, кидается игрушками, не принимает участие в общих активностях, не пользуется столовыми приборами, отказывается заходить в класс и т. д. 

Родителей таких детей часто упрекают в том, что они плохо воспитаны, хотя на самом деле они очень много занимаются с ребенком. Но не всегда это помогает справиться со проблемным поведением. Для его коррекции необходимо понять, что во внешней среде или действиях других людей приводит к нежелательному поведению ребенка.

Чаще всего у ребенка с проблемным поведением не сформированы простые навыки:

  • Навык просьбы.  Зачастую именно он убирает самые разные виды нежелательного поведения. Причем развить его можно даже у неговорящих детей  —  для этого существуют альтернативные системы коммуникации. Это могут быть карточки PECS (Picture Exchange Communication System, система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками с картинками), язык жестов или системы на электронных устройствах. Не стоит бояться, что их использование затормозит развитие речи. Наоборот: у ребенка появляется смысл обращаться ко взрослому, ведь он понимает, что его услышат и дадут желаемое. 
  • Навык ожидания. Часто необходимость подождать чего-то даже несколько секунд провоцирует у ребенка вспышку проблемного поведения. Если научить его ждать спокойно, поведение ребенка в быту значительно улучшится, с ним станет проще договориться. 

Екатерина Жесткова:

«Как-то к нам обратились учителя второклассницы: она была очень одаренной ученицей, опережала сверстников, уже разговаривала по-английски. Но при этом несколько раз в день у нее случалась тяжелая истерика. 

Мы стали наблюдать за ней и обратили внимание на взаимодействие учителя и ребенка. Педагог дает задание  —  девочка не хочет его делать, отодвигает материалы от себя. Учитель придвигает их обратно, начинает говорить громче  —  ребенок машет руками, отбрасывает вещи, гудит. Педагог говорит еще громче и быстрее  —  девочка падает на пол и бьется в истерике. 

Оказалось, нужно изменить поведение обеих сторон  —  и ребенка, и учителя. Реакция девочки была вызвана тем, что задание казалось ей слишком сложным. Ее научили просить перерыв или помощь, спрашивать учителя «Вы мне поможете?». 

Педагог, в свою очередь, тоже научился реагировать другими действиями и словами: «Если тебе трудно, конечно, я тебе помогу».

Подобные проблемы аутичных детей с опережением академических навыков  —  не редкость, поскольку чаще всего они попадают в обычные школы без какой-либо поддержки. Ею может стать «ресурсный класс»  — это модель образовательной инклюзии, разработанная Центром проблем аутизма. Он включает в себя дополнительное пространство ресурсной зоны, АВА-терапию и тьюторство. 

Методы коррекции

Поддержка, упрощение, подкрепление

При обучении несложным навыкам часто срабатывают самые простые методы: метод визуальной поддержки (карточки, рисунки, фотографии), упрощение требований и подкрепление поведения. Например: 

Ребенок просит мультики. Преподаватель дает ему карточку «Жди» (метод визуальной поддержки). Он ждет совсем чуть-чуть,  несколько секунд — не нужно сразу заставлять его терпеть 10, 15 минут (метод упрощения требований). После преподаватель хвалит ребенка: «Ты молодец, хорошо подождал» (метод подкрепления). Затем включает ребенку мультики  — т. е. дает желаемое, таким образом дополнительно подкрепляя поведение. Потом интервал ожидания можно по чуть-чуть увеличивать. 

Это упражнение кажется простым, но, если сделать все правильно, поведение быстро начнет меняться. Самое главное — двигаться маленькими шагами. В нашей практике был случай, когда удалось наладить сон 15-летней девочки, которая отказывалась спать без мамы. Для этого кровати, на которых спали мама и дочка, каждый день отодвигали на 5 см дальше друг от друга. Проблема, которая не решалась годами, ушла за три недели.

Предупреждение

Еще одна важная задача АВА-терапии — предупреждение. Дети с аутизмом боятся всего непредсказуемого. Поэтому для них важно составлять визуальное расписание на день, подробную визуализацию всех активностей и т. д. Например:

Семье нужно поехать в путешествие. С помощью рисунков или фотографий нужно рассказать ребенку, как это будет происходить: сначала мы поедем на машине в аэропорт, затем там сдаем чемоданы, затем нужно пройти специальную рамку без мамы и т. д. Так для ребенка это становится знакомым порядком.

Генерализация навыков

Очень часто дети с РАС научаются делать что-то при определенных условиях и внешних обстоятельствах, но не могут воспроизвести этот навык, если место или окружение изменились. Например, в детском саду ребенок одевается и ест, а дома — нет. И здесь решающую роль играют родители: важно проделывать дома все то же, что происходит на занятиях со специалистом. Например  —  простые упражнения на расширение состава фраз: не просто «мяч», а «большой мяч» или «красивый мяч». Эти упражнения можно делать на ходу, по дороге из детского сада, и это действительно очень помогает закрепить полученный навык. 

С каждым навыком работают отдельно. Конечно, есть сложные и многоуровневые вмешательства и групповые тренинги, но чаще всего работают именно эти базовые приемы. 

Узнать больше об АВА-терапии и послушать бесплатные лекции специалистов можно на сайте проекта «Шаг вперед». 
 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть