Арт-биеннале в Венеции: лучшие
Жюри Венецианской арт-биеннале объявило лучших. Лучший национальный павильон — Великобритания. Специальное упоминание за национальное участие заслужили павильоны Франции и Уганды. Лучший художник основного проекта — Симона Ли.
В категории «за жизненные достижения» куратор Чечилия Алемани, немецкий скульптор Катарина Фрич и чилийская художница Сеcилия Викунья. «Серебряного льва» получила подающая надежды ливанка Али Черри. «Специальным упоминанием жюри» отметили Шувинаи Ашуны (проект о канадских аборигенах-инуитах) и Линн Хершманн Лион (о влиянии технологий).
Напомним, что 59-я Венецианская биеннале проходит с 23 апреля по 27 ноября 2022 года. Художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева, которые были приглашены представлять Россию на 59-й Венецианской биеннале, отказались это делать. Об этом они сообщили 27 февраля в совместном посте в Facebook. Куратор павильона Раймундас Малашаускас также написал письмо, в котором сообщил, что уходит с этого поста.
По сути Венецианская арт-биеннале 2022 года — это крупнейшая сегодня международная выставка современного женского искусства. Среди авторов основного проекта только 10% мужчин. Основной проект доверен куратору Чечилии Алемани, с 2011 года отвечающей за культурную программу нью-йоркского парка Хай-Лайн. Название проекта «Молоко сновидений» взято ею из детской книги Леоноры Каррингтон.
Книга «повествует о мире гибридных созданий, находящихся в состоянии постоянной трансформации, — комментирует Чечилия. — Они способны меняться и превращаться во что-то или в кого-то; я хотела использовать эту атмосферу и эту флюидность, чтобы создать выставку, рассказывающую о метаморфозах тела и понятия человечества… В пяти тематических и исторических капсулах я стараюсь вывести на первый план голоса художниц, которые слишком долго были исключены из исторического канона».
Симона Ли получила награду за свою монументальную работу «Кирпичный дом» (The Brick House, 2019). Установленная на входе в Арсенал бронзовая скульптура изображает женщину без глаз с туловищем, похожим на рондавель — типологию домов дома народов банту, жителей юга Африки. Большая часть Симоны Ли экспонируется в национальном павильоне США, для которого художница создала проект «Суверенитет» (Sovereignty). Его тема — репрезентация африканок в истории искусства.
В британском павильоне художница Соня Бойс показывает проект Feeling Her Way — серию видеоинсталляций, которые «спрятаны» мозаичных обоев и золотых геометрических структур, которые погружают пространство в звучание голосов темнокожих британских вокалистов, «олицетворяющих чувства свободы, силы и уязвимости».