Гигантские очереди на машины. За рубежом столкнулись с новой проблемой
Вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 300 сложилась экстраординарная ситуация. Из-за высокого спроса и производственных задержек очередь на эту модель в Японии растянулась на целых четыре года, а подержанные экземпляры уже стоят вдвое больше новых — люди готовы переплачивать за возможность ездить на машине сейчас, а не через несколько лет. Как выясняется, этот пример самый экстремальный, но далеко не единственный: дефицит новых автомобилей наблюдается по всему миру.
Главные тому причины — последствия пандемии и дефицит полупроводников, от которого автопром до сих пор не оправился. По оценкам экспертов, к концу 2022 года фактические объемы производства окажутся примерно на 13 млн автомобилей меньше, чем планировалось.
www.adv.rbc.ru
Ситуация диаметрально противоположная относительно той, что наблюдается в России. У нас сейчас можно мгновенно получить любой автомобиль из тех, что остались в наличии, но клиенты не спешат это делать из-за драматически завышенных цен. За рубежом же ассортимент формально бесконечен, цены стабильны, но очереди на некоторые марки и модели достигают нескольких месяцев, а то и целого года.
Например, британское издание Carbyer сообщает, что средний срок ожидания новых BMW составляет около девяти месяцев, но может быть еще больше в случае отдельных гибридных и электрических моделей. Ford приостанавливал прием заказов на Focus из-за дефицита телематических компонентов, а доставки электрических кроссоверов Mustang Mach-E клиентам приходится ждать более полугода.
По данным Carbyer, очередь на «большой» Range Rover нового поколения составляет не меньше года, около восьми месяцев займут поставки большинства моделей Genesis. К весне обещают привести Tesla Model 3 (при этом Model Y обещают доставить за три-четыре месяца), а некоторые модели вообще оказались временно недоступны для заказа — например, Jaguar F-Pace или Ford Fiesta.
Есть ли при этом какие-нибудь модели, которых не надо ждать? Газета Public News Time из той же Великобритании провела исследование и пришла к неутешительным выводам. Самым «быстрым» оказался кроссовер Nissan Qashqai, который производится на местном заводе в Сандерленде — его придется ждать «всего» 13 недель, то есть три месяца.
Схожие сроки названы для электромобиля Hyundai Ioniq, кроссовера Volkswagen T-Roc и седана BMW 3-Series. Следующие в рейтинге — Volkswagen Polo, его нужно ждать уже 20 недель. VW Tiguan и Golf, Nissan Juke, Opel Corsa — более полугода. Аналогичные данные приводит портал Carwow, отдельно отмечая, что автомобилей в наличии у дилеров практически нет, не считая нескольких моделей.
Похожая ситуация и в других странах. Портал Fleeteurope на основе данных немецкого подразделения Carwow сообщает, что в Германии наблюдается аналогичная картина. Меньше всего — от трех до четырех месяцев — ждать придется покупателям Alfa Romeo, не больше полугода занимает ожидание Jeep. А вот с другими брендами все сложнее.
Сроки поставок новых Audi, в зависимости от модели и версии, занимают от пяти месяцев до двух (!) лет. Очередь на BMW — 9–12 месяцев, до 16 месяцев придется ждать некоторых Jaguar и Land Rover, до 18 месяцев могут растягиваться очереди на Skoda и Mercedes-Benz, особенно если речь об электромобилях.
Кстати, о них. Кризис не обошел стороной и Tesla, причем в родной для компании Америке. По данным Tom's Guide, очереди на кроссоверы Model X и Model Y растянулись на год: если заказать такую машину сейчас, приехать она может только следующим летом.
Впрочем, есть способ ускорить процесс: добавить в машину опций или просто заказать самую дорогую версию. Например, тот же Model X, только в экстремальной модификации Plaid, вам могут доставить уже через месяц-два. Базовый седан Model S придется подождать как минимум до февраля, но если вы закажете опциональный цвет кузова, большие колеса или контрастную отделку салона, то новенький электрокар получите уже в октябре—ноябре.
Логика понятна: так Tesla может больше заработать на тех, кто не хочет долго ждать, а остальным предлагается обменять сэкономленные деньги на время. Причем общая тенденция в автопроме такова, что все больший приоритет будет отдаваться автомобилям, собранным под реального клиента.
По словам Джима Фарли, генерального директора концерна Ford, на такие машины сейчас приходится около трети всех поставок, хотя еще недавно их доля составляла лишь 5%. Одновременно уменьшаются складские запасы дилеров: согласно данным Forbes, в данный момент на американских площадках суммарно сосредоточено около 1 млн новых автомобилей вместо обычных 3,5 млн.
Столкнувшись с дефицитом компонентов и нарушением темпа производства, компании переходят к новой модели работы. Вместо затоваривания дилерских складов машинами, которые могут стоять там неопределенное время в ожидании клиентов, они смещают фокус на оперативные поставки по конкретным запросам. Если до пандемии у среднестатистического американского дилера всегда был запас на 60–70 дней работы, то сегодня этот показатель уменьшился до 20–30 дней.
И все указывает на то, что из временной антикризисной меры это может превратиться в новую норму для всей индустрии. «Мы никогда не вернемся к допандемийному уровню запасов», — безапелляционно заявляет генеральный директор GM Мэри Барра.
Что же, логично! Ведь это выгодно как для производителей, так и для продавцов: первые могут работать в соответствии с реальным спросом, а не пытаться его предсказать, в то время как вторые серьезно сократят издержки, связанные с хранением автомобилей. Ну а покупателям придется либо адаптироваться к увеличенному времени поставок, либо мириться с ограниченным выбором комплектаций, цветов и опций тех машин, которые все-таки будут в наличии у дилеров.