Помог Брежнев: 20 фактов о самой антисоветской комедии Эльдара Рязанова «Гараж»
Автор: Олег Пека
Хотя эта комедийная картина Эльдара Рязанова считается одним из самых удачных проектов знаменитого режиссера, фильм мог и не выйти на киноэкраны из-за цензурных препонов. Интересно, что фильм, облачающий человеческую природу, оказался отчасти автобиографичным для самого Рязанова.
1.
Сама идея фильма родилась благодаря реальному случаю из жизни режиссера. Однажды он забежал на заседание гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма», где должен был решаться вопрос об исключении нескольких лишних пайщиков. И какого же было его удивление, когда его коллеги и знакомые в одночасье превратились в настоящее сборище алчных и трусливых людишек. Эльдар Александрович пробыл на заседании почти полдня, хотя планировал задержаться не больше чем на 15 минут. Увиденное так поразило Рязанова, что после собрания он ушел с готовой идеей сценария для нового фильма.
2.
Много лет спустя в своей книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».
3.
Больше всего Рязанова огорчило своё поведение — он не встал и не заступился за коллег из «чёрного списка»… Фильм «Гараж» и роль героя, вытянувшего жребий, стали попыткой извиниться за свое поведение. В фильме Рязанов вывел и свое альтер-эго — им стал профессор Смирновский, который всё-таки высказал правлению всё, что о нём думает.
4.
Режиссёр вместе со сценаристом Эмилем Брагинским стали думать куда поместить героев фильма. Всё действие должно было происходить в замкнутом помещении, но при этом оно не должно навевать скуку на зрителей. В результате был выбран зоологический музей при вымышленном НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Тем более, что это давало фильму и дополнительный подтекст. Основное действие снимали в павильоне «Мосфильма», куда привезли чучела животных, а коридоры ездили снимать в ленинградский Зоологический музей РАН.
5.
Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры, любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил-таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.
6.
В этом фильме, в том числе в эпизодических ролях, сыграло огромное число советских звезд первой величины: Георгий Бурков, Леонид Марков, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Ия Саввина, Светлана Немоляева, Вячеслав Невинный, Андрей Мягков, Петр Щербаков, Игорь Костолевский, Анатолий Ведёнкин, Алла Будницкая, Борислав Брондуков, Глеб Стриженов, Михаил Кокшенов, Семен Фарада и др. И самое интересное, что все они были утверждены в фильм без обязательных в то время кинопроб.
7.
Чтобы собрать в одной картине такое число суперзвезд, Эльдар Рязанов сам объехал всех худруков московских театров и со всеми договорился, что они не будут занимать этих артистов в течение одного месяца. Именно поэтому съемки фильма «Гараж» проходили в сумасшедшем темпе. Все сцены были отсняты всего за 24 дня. Актеров снимали сразу на три камеры без выходных и праздников, из-за чего тем приходилось выкладываться на 100% своих возможностей.
8.
Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.
9.
Главной случайностью культовой советской комедии стало участие в ней Валентина Гафта. По задумке режиссера его героя должен был играть Александра Ширвиндт, но актера так и не отпустил театр. Кандидатуру Гафта предложила Лия Ахеджакова. По невероятной случайности Валентина Гафта нашли в соседнем павильоне «Мосфильма», где он снимался в другом проекте.
10.
Точно также случайно оказалась на съемочной площадке «Гаража» Ольга Остроумова. Актриса пришла к Рязанову по совершенно личному вопросу – с просьбой устроить ребенка в детский сад. С детским вопросом режиссер ей помочь никак не смог, зато позвал Остроумову на работу в свой фильм.
11.
Но и на этом цепь случайностей не заканчивается — именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт — женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актеры поженились.
12.
Но были и актеры, которые отказались от участия в картине. Про Ширвиндта мы уже упомянули, но кроме него от роли директора рынка Кушаковой отказалась Алла Демидова, ей просто не понравилась хамоватая героиня. В результате эту роль сыграла Анастасия Вознесенская — жена актёра Андрея Мягкова, снявшегося в роли молчаливого Хвостова.
13.
Герой Андрея Мягкова лишился голоса не случайно. Во время съёмок «Служебного романа» актёр нелестно отозвался о стихах английского поэта Уильяма Блейка, которые звучали в песне «У природы нет плохой погоды…». Откуда же ему было знать, что Блейк никогда не писал такого стихотворения, а автором был сам Эльдар Рязанов! Тогда режиссёр этот факт тщательно скрывал и себя не выдал, но в следующем фильме Мягкову всё-таки отомстил — обнародовал его начинающуюся лысину и сделал его Хвостова безголосым…
14.
А вот Вячеслав Тихонов отказался от роли профессора Смирновского по принципиальным причинам. Прочитав сценарий, Тихонов пришел в ужас от такой антисоветчины, хлестко и бескомпромиссно бичующей современное советское общество. Актер не поверил, что такой фильм вообще выпустят на экраны, и решил не тратить время на съемки в заведомо «полочном» проекте.
15.
Создатели сценария понимали, что у них есть все шансы не пройти комиссию в Госкино — слишком явно вырисовывалась модель общества с привилегиями для избранных и бесправием остальных, блатом, дефицитом и взятками. Рязанов и Брагинский собрали все типажи — от пенсионера-фронтовика до молодого «сына самого Милосердова». В сценарий предусмотрительно не включили особо острые реплики, но комиссия все равно внесла свои правки. Например, потребовали не называть Аникееву «серым кардиналом», потому что именно так в высоких кругах тогда называли влиятельного члена Политбюро Михаила Суслова. Сценаристам даже в голову не пришло, что комиссия может увидеть такой подтекст.
16.
Кроме этого на Рязанова ополчились многие большие начальники, начали жаловаться в Госкино и требовать цензуры. Больше всего их возмутила сцена с рассказом профессора о том, как научных сотрудников отправляли фасовать картошку на овощебазе, и как лично он оставлял в пакетах свою визитку. Режиссёра вызвали в Государственный комитет СССР по кинематографии и потребовали вырезать или хотя бы переозвучить сцену. Рязанов пообещал подумать и начал тянуть время в надежде, что всё забудется. Когда его вызвали ещё раз, то он предложил отправить учёных фасовать ананасы или мыть Олимпийскую деревню. К тому времени страсти поутихли и было решено оставить всё как есть.
17.
Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.
18.
И даже после этого киноначальникам фильм показался слишком острым, и на экраны центральных кинотеатров его не пустили. Но на периферии фильм все же демонстрировали. Несмотря на такие ухищрения, «Гараж» в первый год проката посмотрело 28 млн человек. И затем его бесчисленное множество раз демонстрировали по телевидению.
19
Публика приняла картину «на ура» — еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера.
20.
«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее, — признается Эльдар Рязанов. — Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! — «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»