Развиваем критическое мышление на уроках литературы
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 79 (г. Санкт-Петербург), делится своим опытом использования методов развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Что такое РКМЧП
РКМЧП — это рефлексивная деятельность в обучении. Она помогает ученикам самим определять цели обучения, продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали. В ее основе лежит базовая модель трех стадий: «вызов — реализация смысла — рефлексия».
- Стадия вызова.
Ее цель — пробудить интерес к предмету изучения, актуализировать уже имеющиеся знания, предположения, запустить ассоциации.
- Стадия реализации смысла (осмысления).
Это работа с информацией: текстом, видеофильмом, лекцией и т. д. Она предполагает, что ученик воспринимает информацию активно: «нанизывает» новые знания на старые, сопоставляет «то, что было» и «то, что стало».
- Стадия рефлексии.
Ее задачи:
- целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию;
- выработать собственное отношение к материалу;
- проанализировать собственный мыслительный путь и свои действия.
Как использовать РКМЧП на уроках литературы
Стадия вызова
«Я знаю»
Знакомство с биографией и творчеством А.Пушкина происходит постепенно: дети накапливают информацию от класса к классу. Значит, начиная разговор о А.Пушкине в 5 классе, уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».
Ответ предложите записать в таблицу, где есть три графы: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».
После дети делятся своими знаниями, и это мотивирует их на дальнейшую работу. Стимулом может быть познавательный интерес: «Хочу знать больше!». А может и «спортивный»: «Оказывается, кто-то знает больше меня! Чем я хуже?!».
«Рассказ-предположение по ключевым словам»
Этот прием пригодится на стадии вызова при разборе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе.
Учитель сообщает детям, что они будут читать рассказ, в котором значимыми будут слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». Задача — за пять минут предположить, каким мог бы быть рассказ.
После дети зачитывают классу свои варианты. Конечно, в своих предположениях они не выходят на чеховскую проблематику, но еще до стадии осмысления проявляют интерес к теме.
«Перепутанные логические цепочки»
На втором уроке по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» в 5 классе учитель предлагает составить предложение из записанных на доске слов «ЗЛЕ ВО МОЖНО ДОБРО ВСЯКОМ НАЙТИ».
«Во всяком зле можно найти добро» — составили! Теперь учитель просит детей высказать свое мнение. Желательно записать его в тетрадь. Так получится подкрепить работу на стадии осмысления текста собственным опытом детей.
Смысловая стадия
«Двухчастный дневник»
Это прием обучающего письма, когда ученики выделяют главное и записывают свои мысли. Например, после чтения рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учитель просит сделать записи в двухчастный дневник:
- на какие моменты текста обратил внимание при чтении;
- чувства, эмоции, размышления по поводу прочитанного.
Это активизирует чтение, систематизирует смыслы и готовит материал для стадии рефлексии.
«Таблица толстых и тонких вопросов»
Это способ фиксировать вопросы по ходу чтения или слушания.
«Тонкие» вопросы требуют простого односложного ответа; «толстые» доказательного и развернутого.
Примеры:
- «Тонкий» вопрос: «Кто посеял в сердце Ассоль „семена крупной мечты“?»
- «Толстый» вопрос: «Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд волшебником, а жители Каперны — колдуном?»
«Чтение с остановками»
Чтение текста от «остановки до остановки». Во время пауз учитель задает вопросы — прогнозы по поводу развития сюжета. Ученики высказывают предположение и обосновывают их.
Например, разбиваем текст на сказки В. Гаршина «Attalea princeps» смысловые отрезки. После чтения первого отрывка предлагаем пятиклассникам вопрос: «Как отчуждение от родной почвы может отразиться на судьбе растений?».
Стадия рефлексии
Приемы рефлексии: это творческие эссе, дискуссии, исследования по отдельным вопросам. Более творческие: синквейны и хокку.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма. В первой строке задается тема (обычно это одно слово — существительное или местоимение), вторая строка — описание признаков или свойств выбранного объекта, третья — описание действий, характерных для объекта, четвертая — личное отношение автора к объекту, а пятая — одно слово, передающее суть объекта. Хокку — трехстишие в 17 слогов (5-7-5).
Например, такими стихами можно резюмировать разговор о сказке В.Гаршина «Attalea princeps»:
Синквейн:
Пальма
Гордая, свободолюбивая.
Томиться, тоскует, рвется.
«Умру или освобожусь!»
Обречённая.
Хокку:
Я видел гордую пальму
В оранжерее-тюрьме тоскует она
Одиноко.
Материалы по теме:
- 10 приемов для развития критического мышления в школе и дома.