Коррекционная работа начинается в семье
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как мамы и папы влияют на малыша с самого рождения? Когда родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пора обратиться за помощью? Как специалисты работают с семьями? Об этом на конференции «Просвещения», посвященной инклюзивному образованию, рассказала, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ), к.п.н., эксперт в ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии Олеся Югова.
Почему внимание семьи — залог благополучия ребёнка
От того, в каком социальном окружении находится ребенок, во многом зависит его физическое и психическое благополучие. В раннем возрасте через эмоциональное общение и предметную деятельность у детей формируются высшие функции психики, которое необходимы для будущего развития. И влияние семьи здесь огромно, поскольку:
- родители больше всех заинтересованы в благополучии и успехах ребенка и способны создать условия для его непрерывного развития;
- ребенок ориентируется и слушается, в первую очередь, своих маму и папу, а не посторонних;
- специалисты при все желании не могут наблюдать за малышом постоянно, а родителям это по силам.
В работе с детьми с ОВЗ надежная социальная база — залог максимальных результатов в развитии ребенка. К ней относятся:
- Надежная привязанность и эмоциональное взаимодействие.
Опорой ребенку служат доверительные отношения с близкими, в которых он чувствует поддержку и заботу. - Совместная деятельность в соответствии с возрастом.
И продуманная организация активности во время бодрствования. - Создание и подкрепление мотива для коммуникации.
Именно взрослый стимулирует его появление и поддержание на должном уровне. У ребенка до определенного возраста нет внутреннего позыва к говорению и даже изначального мотива к общению — его формируют взрослые. - Контроль за здоровьем, питанием, режимом дня.
Несмотря на то, что эти рекомендации кажутся очевидными, не стоит относиться к ним небрежно. Организм любого человека, а особенно ребенка — это единая система. Сбой в одном компоненте провоцирует нарушение работы в целом.
Когда следует обращаться к специалистам
К сожалению, у большинства родителей детей с ОВЗ низкая психолого-педагогическая компетентность. Им не хватает знаний для ухода и помощи ребенку, и приобретать их они не мотивированы.
При этом только 21 процент семей готов включаться в работу со специалистами и ребенком и осознает необходимость усилий со своей стороны. Большинство занимают позицию отрицания проблем, и это тормозит квалифицированную диагностику и вмешательство, снижает их эффективность.
К специалистам родителям следует сразу же обращаться при следующих проблемах:
- Отсутствие или недоразвитие речи.
С этой проблемой родители обычно идут к логопеду. Он, проведя диагностику или ознакомительную беседу, определяет образовательный, а иногда медико-реабилитационный маршрут ребенка. - Проблемы с поведением.
В этом случае большинство семей обращаются к психологу. Как правило, речь идет о детях дошкольного и школьного возраста, с малышами это встречается реже. - Раннее развитие.
Сенсорное, физическое и эмоциональное. Речь идет именно о раннем освоении умений, знаний, навыков, которые не всегда соответствуют возрасту. Это не равно раннему обучению. Последнее следует оставить до более старшего возраста и не перегружать ребенка, пока высшие психические функции не сформированы окончательно.
Профессиональная переподготовка Педагог дополнительного образования с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» Подробнее →
Как взаимодействуют родители и дефектологи
Когда семья обращается за помощью, начинается первичное консультирование, которое можно разделить на несколько этапов:
- Знакомство.
Специалист устанавливает контакт с родителями, выявляет их запрос. Задача семей на этом этапе — четко сформулировать проблему. - Сбор информации.
Специалист изучает документацию о ребенке, анкетирует родителей, собирает информацию об условиях жизни и воспитания малыша. Кроме того, выясняет родительскую позицию по отношению к ребенку. Если есть возможность общаться и заполнять бумаги удаленно, этот этап лучше сделать первым, чтобы при встрече сразу говорить предметно. - Диагностика.
Каждый специалист — логопед, дефектолог, психолог — изучает свой аспект проблемы. Однако, чем младше ребенок, тем больше у него слиты все функции. Чтобы выявить первичное нарушение, которое грозит повлиять на все сферы, специалисту необходим междисциплинарный подход. Поэтому лучше выбирать врача, который хотя бы немного разбирается в смежных специальностях. - Выбор стратегии помощи.
Специалист выстраивает индивидуальный маршрут с учетом особенностей ребенка, потребностей и возможностей семьи. Это могут быть коррекционно-развивающие занятия, обучение родителей, лекции и беседы, рекомендации пособий и игрушек.
Обычно специалисты предлагают родителям одну из трех схем совместной работы:
- Полная непрерывная.
У ребенка есть возможность посещать учреждение или проходить комплексное сопровождение нескольких специалистов. В этом случае его ведут на всех этапах, проводят регулярную коррекционно-развивающую работу. Специалист следит за ребенком «от и до», родители включаются по мере возможности. - Сопроводительная.
Это наблюдение не на постоянной основе. Оно требует от родителей большей включенности, а предварительно — обучения технологиям взаимодействия с ребенком, теоретических знаний и практических навыков. - Консультативно-разовая.
Здесь коррекцией занимаются родители, а специалист наблюдает.
В любой ситуации эффективна только командная работа: профессионалы могут организовать прекрасные занятия, но они не могут следить за ребенком в быту. В силах родителей — даже при скромных средствах — сделать так, чтобы вся окружающая ребенка среда работала на его развитие и приносила пользу.
Запись лектория «Раннее психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ» доступна по ссылке.