«Другого выхода нет». На водителей без ОСАГО нашли управу
Попавший в серьезную аварию водитель на BMW X5 смог получить возмещение, хотя у виновника не было ни страховки, ни денег. Суды заняли около двух лет, но дорогостоящий ремонт удалось покрыть. Как рассказал сам автомобилист Иван Пономарев (имя изменено, — ред.), авария произошла осенью 2019 года в подмосковных Раменках. Он на своем кроссовере следовал по главной дороге, когда Lexus ES 250, съезжая с прилегающей, не уступил путь BMW X5.
В итоге Пономарев не смог избежать столкновения и въехал в бок Lexus ES. Приехавшие инспекторы ГИБДД установили, что авария случилась по вине автомобилиста на Lexus и составили протокол (все материалы дела имеются в распоряжении ). Тут выяснилось, что за рулем был не собственник машины и без полиса ОСАГО. На этом и разъехались до суда.
Ущерб немецкая иномарка получила серьезный — оказались разбиты обе передние фары, поврежден капот, не обошлось и без внутренних повреждений. Владельцу X5 повезло — ранее он оформил каско. По нему он смог отремонтировать машину на сумму 824 тыс. рублей. Однако поскольку разбитой иномарке на тот момент не было еще пяти лет, владелец также имел право на возмещение товарной стоимости. Кроме того, каско не покрыло проведенный в иномарке тюнинг и установку допоборудования. Тогда автомобилист прошел независимую экспертизу стоимостью 5 тыс. рублей, которая насчитала еще около 200 тыс. рублей сверху покрытых каско расходов. С этими документами владелец обратился в районный суд.
Кто возместит деньги за ДТП с машиной без ОСАГО
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что виновник аварии уже находится на контроле правоохранительных органов: за ним числилось большое количество просроченных долгов. Платежеспособность такого ответчика оказалась под вопросом. По словам представлявшего интересы потерпевшего юриста Дмитрия Дугина, именно с такой проблемой сталкиваются большинство добросовестных автомобилистов, которые попадают в аварии с водителями без ОСАГО: за рулем сидят не собственники, а средств на ремонт у них нет. В итоге машины приходится ремонтировать за свой счет и на выплаты не надеяться.
Фото:
Именно поэтому, обратил внимание Дугин, суды все чаще стали входить в положение потерпевших. После недавнего аналогичного решения Верховного суда, судьи начали требовать непосредственных собственников отвечать за последствия добровольной передачи их машины водителям без ОСАГО. В таком случае суды назначают солидарную ответственность — то есть разделить ее между собой должны непосредственный виновник и собственник. Рассматривая дело Пономарева, суд поступил по такому же принципу.
«В соответствии со ст. 1079 ГК, граждане, деятельность которых связана с использованием средств повышенной опасности, в том числе использование транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности», — говорится в решении Савеловского районного суда от 21 февраля 2021 года.
Суд обратил внимание на то, что водитель автомобиля Lexus не был его владельцем, поэтому есть все основания возложить солидарную ответственность на этих обоих граждан. Также ответчики обязаны будут компенсировать потерпевшему все пошлины и юридические расходы. Весной Пономарев получил исполнительный лист и ждет поступления средств.
«Вряд ли я дождусь в ближайшее время выплат со стороны водителя, но у автовладельца деньги точно есть, как минимум, в его собственности находится автомобиль Lexus, — поделился выигравший суд Пономарев. — Это решение будет подспорьем для всех водителей, которым разбили их машины автомобилисты без страховки. Я при очередном визите в страховую компанию в итоге оформил полис с дополнительной страховкой от тех, кто ездит без ОСАГО. Мне это обошлось примерно на 1 тыс. рублей дороже. Конечно, нас вынуждают платить за тех, кто отказывается выполнять требования закона, но выходит, что без этого сейчас никак. Риск остаться без денег просто огромный».
Фото:
Как объяснил Дугин, Верховный суд своим примером указал, что у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования. Поэтому тот, на кого оформлена машина, должен проявлять осмотрительность при передаче ее другим лицам.
«Важно проверять, на каких основаниях водитель сел за руль, проверил ли собственник наличие страховки. Сейчас судебная практика становится более справедливой — отвечать за последствия должен не только водитель», — добавил Дугин.
В свою очередь юрист в области автострахования Сергей Беляков в беседе с признал, что последнее время суды действительно стали чаще задумываться, кому именно предъявлять претензии после ДТП. При этом он не согласен с тем, что собственник должен отвечать за действия другого автомобилиста, даже если передача ключей была добровольной и осознанной.
«Раньше у судов все было однозначно: кто за рулем — тот и платит, и не важно, есть у него деньги или нет, — рассказал Беляков. — Теперь же действительно часть ответственности могут переложить на непосредственного собственника. Но я с этим подходом не согласен. А что если машина записана на какую-нибудь бабушку, у которой нет ни денег, ни прав, она добровольно кому-то передала ключи, и человек устроит массовое ДТП? Почему за решения и действия другого человека должен отвечать собственник?»
Юриста возмутило, что сейчас правоохранительная система не может защитить добросовестных водителей от автомобилистов, которые ездят без ОСАГО в принципе и не страхуют не только чужую, но и свою ответственность.
«Дорожные камеры уже умеют распознавать лица. Они элементарно могут считать госномер и проверить, оформлен полис ОСАГО на машину или нет, достаточно прислать несколько штрафов и эта проблема будет решена, — напомнил Беляков. — Только этого все не происходит. В МВД говорят, что виноваты в РСА, те отвечают, что наоборот. А в итоге платить за то, что система не работает приходится водителям. Покупать ОСАГО за тех, кто без ОСАГО — это же абсурд! И получается, что пока выхода нет».
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Когда камеры начнут штрафовать за отсутствие страховки
Планы о том, что дорожные камеры в крупных городах начнут фиксировать автомобили без ОСАГО, уже несколько лет подряд строят в МВД и в РСА. Каждая из сторон говорит, что система уже готова и проблем с запуском с их стороны нет. Неофициально представители обеих сторон уточняют, что пока не получается решить проблему с ошибками: база после объединения получилась слишком «грязной». На этом этапе обсуждение застопорилось около года назад. Хотя еще в период карантина и введения штрафов за езду без электронных пропусков эксперты высказывали предположения, что эти же камеры начнут вычислять номера машин без автогражданки.
«Ранее РСА совместно с МВД и ЦОДД проводил тестовый «прогон» системы, который показал высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО, более того, с 1 июля 2020 года планируется серьезное обновление базы данных, что сделает процесс еще более эффективным», — объяснял в мае 2020 года президент РСА Игорь Юргенс.
Автомобилистам даже называли сумму штрафа с камеры — 800 руб. за каждый выезд без страховки. Штрафы за езду без ОСАГО водители будут получать один раз в сутки. Систему «писем счастья» за езду без страховки даже протестировали и собрали первые данные, но дальше дело не пошло. Сейчас, по разным оценкам, без ОСАГО ездит около 5 млн автомобилей, и это еще без учета поддельных полисов. По данным «Автостата» всего в России в 2020 году было зарегистрировано 52,9 млн автомобилей, 84% из которых — легковушки.
Фото: Shutterstock