«Эвакуация была на моих глазах». Знак, под которым лучше не парковаться
Столичные власти напомнили автомобилистам о штрафах, которые выписывают за парковку на специальных местах для электромобилей. Такие места обозначаются знаком парковки с электрической вилкой и располагаются возле зарядных станций. Согласно городской программе «Зеленая энергия Москвы», в 2020 году город планировал построить около 200 новых зарядных станций.
В минувшие выходные в Telegram-канале столичного департамента транспорта появилось сообщение о том, что парковка на таких местах для обычных машин считается нарушением, и за это предусмотрен штраф в размере 2,5 тысячи рублей. Дептранс настоятельно просит автомобилистов не парковаться на местах для зарядки электрокаров. Многие восприняли сообщение Telegram-канала ведомства как нововведение, однако знаки парковки с особыми обозначениями в городе появились давно, как и сам штраф.
Кто штрафует
Как рассказали корреспонденту в пресс-службе Дептранса Москвы, такие парковочные места появились в Москве еще четыре года назад. И сейчас город просто напоминает, что они есть и столица будет расширять их количество.
«Эти парковочные места не новые, но мы еще раз попросили автомобилистов не парковаться на них, как раз потому что там есть зарядные станции. Сейчас в Москве парковочных мест для электромобилей порядка 30. Мы начали установку новых зарядных станций и параллельно создаем рядом парковочные места. За парковку обычных машин на этих местах штрафует ГИБДД. Это неправильная парковка под дорожным знаком для электрокаров. АМПП штрафует только за неоплату платной парковки, а МАДИ только за стоянку под запрещающими знаками», — объяснили в пресс-службе.
В ГИБДД города сообщили, что инспекторы действительно могут штрафовать за парковку, не соответствующую знакам. Штраф для владельцев машин с ДВС, припаркованных на местах для электромобилей и гибридов, согласно КоАП, составляет 500 рублей, однако для Москвы и Санкт-Петербурга эта сумма увеличена.
«Ответственность за нарушение остановки или стоянки транспортных средств в зоне действия дорожных знаков 6.4 «Парковка (парковочное место)» и 8.4.3.1 «Электромобили и гибридные автомобили, имеющие возможность зарядки от внешнего источника» Приложения 1 к ПДД РФ предусмотрена ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа 2500 рублей в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге», — сообщили в ГИБДД.
По информации ведомства, в настоящее время на улично-дорожной сети Москвы установлены два стационарных комплекса фото-видеофиксации, администрирующие нарушения правил остановки и стоянки на местах для электромобилей и гибридов.
Фото: АГН «Москва»
Но нарушителям парковки грозит не только штраф. «Видел, как с такого места однажды эвакуировали автомобиль. Увезли на штрафстоянку, это было в Газетном переулке, не знаю, зачем там такое место организовано. Штрафы за такие вещи не штампуют, я о таком не слышал, но вот эвакуация на моих глазах была», — рассказал президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, но не уточнил, кто эвакуировал машину и почему.
Еще больше мест и зарядок
По словам преcс-службы Дептранса, в декабре ведомство готовит масштабные проект по демонстрации новых станций зарядки. В рамках «Зеленая энергия Москвы» с 2021 года город будет закупать преимущественно электрический общественный транспорт, продолжит поддерживать электрокаршеринг и электротакси и еще больше расширит зону специальных парковок для электромобилей и построит новые станции электрозарядки.
Согласно плану, к 2023 году в Москве появятся уже 600 электрозарядных станций для электромобилей. «Мы надеемся, что благодаря этому в городе станет больше электромобилей для личного пользования, каршеринга и такси», — объясняют в Дептрансе.
Как заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, Россия все еще сильно отстает по электрификации от Европы и США. Во-первых, потому что россияне консервативны, а во-вторых — «не так богаты, чтобы массово покупать электромобили».
«Электромобиль сильно дороже. Есть устойчивое понимание в обществе, что город не готов к электрокарам, поэтому их никто не покупает. А город, видя, что нет особого спроса, очень медленно налаживает инфраструктуру. Это порочный круг, который кому-то надо разрывать. И делают это сейчас энтузиасты, которые несмотря на все сложности покупают электромобили. Мой товарищ, например, купил и обустроил все под себя сам, поставив зарядку на даче», — отметил Шумский.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
По его словам, сейчас специальные места для электромобилей заняты обычными машинами. «Я не слышал, чтобы кто-то штрафовал за это. Но тут стоит аккуратно подходить к администрированию вопроса. Я и сам задумался о покупке электромобиля, просто не нашел подходящий вариант. Но плюсов много: парковка в целом бесплатная, отменен транспортный налог. Город делает шаги в нужном направлении, хотя они очень робкие», — уверен эксперт.
«Это просто веселая игрушка»
Существует и совершенно противоположная точка зрения на электрификацию городского транспорта, а главное — на выделение электрокарам отдельных парковочных мест в условиях сложностей с парковкой в городе в целом. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин расценивает расширение количества мест для подзарядки электрокаров и гибридов как ущемление прав обычных автомобилистов.
«Количество электромобилей в нашей стране гомеопатическое. Говорить о том, что для них надо делать особые парковочные места — это политика завуалированного уменьшения количества парковочных мест для других машин. Это часть длинной цепочки действий Дептранса в давлении на автомобилистов. Лично знаю несколько владельцев электромобилей. Это очень обеспеченные люди. У них это 4,5,6-я машина в семье. И по сути — это просто веселая игрушка. Ни о какой экономии и экологии никто не думает», — уверен Шапарин.
Президент союза автомобилистов считает, что в действиях городских властей нет логики, потому что пока в столице отсутствует инфраструктура и должное количество электромобилей.
«Можно было бы развивать эту историю, если бы у нас был хотя бы один отечественный электромобиль. Например, «Монарх» или машина НАМИ — но пока все это исключительно мертворожденные истории. Или энтузиасты берут китайскую малолитражку, разбирают ее, а потом собирают с другим логотипом. А вот серийной электрической Lada нет», — говорит Шапарин.
Эксперт не видит ни одного положительного обстоятельства в инициативах Дептранса по парковочным местам для электрокаров. И считает, что России нужен совсем другой экологический транспорт.
«Для России разумная, рациональная история — это газ. И на эту тему у нас есть госпрограмма, заправки, государство понимает смысл, цель и выделяет деньги. Эта история востребована. А электромобили не востребованы рынком. Очередь за ними не стоит. Это исключительно игрушки и прихоти для богатых», — резюмировал собеседник.
Фото: Global Look Press