«Теперь все знают, что в Карелии были финские лагеря и что в них умирали дети»
Кадр с места съемок фильма «Весури». Фото: ИА «Республика»/Сергей Юдин
В Карелии создана реконструкция финского переселенческого лагеря, в которой воссозданы условия жизни и быта малолетних узников в годы оккупации республики финнами в 1941-1944 годах. Объект представляет собой несколько бараков, смотровые и пулеметные вышки. В экспозицию вошли подлинные предметы военного времени и вещи, которые передают для проекта карельские поисковики. Экспозиция расположена в деревне Ватнаволок Кондопожского района на территории базы отдыха.
Идея реконструкции принадлежит волонтерам Благотворительного фонда «Открытые возможности». Проект получил поддержку Фонда президентских грантов. Предполагается, что в начале декабря сюда приедут первые группы школьников. Помимо экскурсии по экспозиции для старшеклассников будут проходить занятия на военно-патриотические темы.
Основой реконструкции стали декорации к фильму «Весури», который был снят под Кондопогой в 2018 году. Сюжет фильма основан на воспоминаниях узников, выживших в этих лагерях. Продюсер картины – Александр Тютрюмов.
Создатели подчеркивают: никаких «игр в концлагерь», которые могли бы ранить детей, там не будет. Это музей под открытым небом.
«Главная идея проекта – сохранение исторической памяти. Далеко не каждый школьник знает, что происходило в Петрозаводске, его окрестностях и других точках республики во время финской оккупации в 1941-1944 годах. Мне кажется, что об этой трагической странице истории Карелии, о людях, переживших весь ужас концлагерей, нужно рассказывать», — пояснила Агентству социальной информации Наталья Абрамова.
Реконструкция переселенческого барака. Фото: ИА «Республика»/Сергей Юдин Наталья Абрамова в месте съемок «Весури». Фото из архива фонда «Открытые возможности»
Некоторые СМИ высказались об идее создания такой реконструкции очень резко. Основных претензий две: как можно позволять детям играть в концлагерь и зачем тратить деньги государства на бараки, если можно пустить их на строительство садиков и школ.
Абрамова убеждена: если бы журналисты написали статьи с заголовком «Реконструкция жизни и быта малолетних узников сельских переселенческих лагерей 1941-44 годов создают в Карелии», то читателей у них было бы гораздо меньше, чем после материалов с названиями «Детей отправят в концлагерь».
«Слово «концлагерь» – это слово-маячок. Каждый взрослый человек понимает, что концлагерь – это страшно, это смерть и страдания. Эффект производит контекст употребления этого слова. Я видела заголовки про то, что детей в Карелии отвезут в концлагерь на все выходные и научат там патриотизму. Другие пишут, что на вышках одна группа детей будет следить с автоматами за другой группой, выступающей в роли узников. Люди просто не понимают, о чем они пишут. Я уверена, что такие пассажи в отношении детей недопустимы, они неэтичны», — отметила она.
Последние несколько дней Абрамова общалась по телефону со многими журналистами, объясняла каждому лично, что цель проекта связана с сохранением памяти о не самой известной странице истории региона, со страшными моментами жизни, и позиция журналиста менялась: «Он хотя бы пытался найти сведения о количестве лагерей в Карелии и жертв этих лагерей».
«Почему мы используем декорации из кино? Потому что мы считаем, что они могут выступить в качестве некоего образа. Например, изображение актера Бабочкина в роли Чапаева помещают на почтовую марку, и на ордене Александра Невского можно увидеть изображение актера. Наши декорации – всего лишь форма для презентации определенной информации. Смыслом форму наполняют содержание экскурсионной программы, находящиеся там экспонаты. Например, в одном из бараков будут располагаться нары и печка, чтобы примерно показать быт, в котором жили дети. Я не вижу в этом ничего плохого или опасного», — подчеркнула Абрамова.
По ее словам, ажиотаж, возникший благодаря журналистам вокруг темы реконструкции финского концлагеря, имеет неожиданный эффект, не запланированный авторами проекта.
«Глобальная цель проекта – сохранение исторической памяти – уже достигнута. Теперь все знают, что в Карелии были финские лагеря, что в этих лагерях умирали дети. Прежде, мне кажется, среднестатистический россиянин вообще про это никогда не слышал», — добавила она.
Идеей музея под открытым небом, связанной с темой оккупации в годы войны, уже заинтересовались журналисты других государств. Например, независимое телевидение Беларуси планирует поездку в Карелию для съемок большого сюжета по теме.
Петрозаводский благотворительный фонд «Открытые возможности» с 2017 года занимается поддержкой семей, созданием инклюзивной среды для особых детей и просветительством.
Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.