Проблемы в дизайне GeForce RTX 3080 и RTX 3090 заставили производителей принимать срочные меры: хроника

Проблем с видеокартами GeForce RTX 30-й серии прибавилось. К очень ограниченному запасу карт на старте, который был раскуплен буквально за секунды, и недостаточному количеству образцов для обозревателей, теперь можно смело прибавить ещё и аппаратные дефекты, приводящие к некорректной работе новинок в играх. Всё это определённо оставит негативный след в истории компании NVIDIA.

В течение последних дней мы сообщали о жалобах пользователей видеокарт GeForce RTX 3080, связанных с «вылетами» в играх. Как оказалось, суть проблемы заключается в аппаратных недостатках подсистемы питания GPU. А именно, в использовании не соответствующих требуемым параметрам конденсаторов подсистемы питания графического процессора. Усугубляет проблему тот факт, что NVIDIA по этому поводу не даёт никаких разъяснений.

Согласно спецификациям NVIDIA, производители должны использовать шесть групп конденсаторов того или иного типа, устанавливающихся непосредственно под BGA-площадку GPU, расположенную с тыльной стороны платы. Эти конденсаторы отвечают за фильтрацию тока на шинах напряжения NVVDD и MSVDD. Чем эффективнее работа фильтров, тем стабильнее работа графического процессора на высоких частотах. Судя по всему, NVIDIA не указала, какие именно типы конденсаторов следует использовать для видеокарт с заводским разгоном. В результате некоторые производители применили компоненты, которые не подходят для работы GPU на частотах выше 2000 МГц. Проявляется это так, что игры «вылетают» на рабочий стол без каких-либо сообщений об ошибках, когда графический чип в процессе работы преодолевает отметку 2000 МГц.

Как показало проведённое энтузиастами расследование, производители видеокарт использовали для своих решений либо тантал-полимерные твердотельные конденсаторы (Conductive Polymer Tantalum Solid Capacitors, POSCAP, на изображениях ниже отмечены красным), либо керамические чипы-конденсаторы (Multilayer Ceramic Chip Capacitor, MLCC, отмечены зелёным), которые обычно устанавливаются группами. Формально NVIDIA разрешила использовать оба типа конденсаторов в произвольных комбинациях. Однако на практике не все схемы оказались рабочими, а нехватка времени для качественного тестирования видеокарт перед началом массового производства не дала выявить это заранее.


Cхемотехника референсной платы NVIDIA PG132 (слева), Zotac Trinity (в центре), ASUS TUF (справа)

Cхемотехника референсной платы NVIDIA PG132 (слева), Zotac Trinity (в центре), NVIDIA Founders Edition (справа)

По статистике, пользователи меньше жалуются на карты, в которых применяется комбинация двух типов конденсаторов, и ещё меньше на карты, где установлены только конденсаторы типа MLCC. Ниже можно ознакомиться со списком известных на данный момент моделей видеокарт и типов конденсаторов, которые в них используются.

Керамические чипы-конденсаторы (Multilayer Ceramic Chip Capacitor, MLCC) — маленькие и дешёвые в изготовлении. Однако их недостатком является хрупкость (они трескаются), а также подверженность пьезоэффектам. Кроме того, они имеют плохие температурные характеристики. Тантал-полимерные твердотельные конденсаторы (Conductive Polymer Tantalum Solid Capacitors, POSCAP — большие, работают при более низком напряжении и хуже справляются с высокими частотами. Но зато они прочные, не деградируют, а также не подвержены пьезоэффектам и могут работать при более высоких температурах. Поэтому в действительности выбор в пользу того или иного типа конденсаторов может вызывать различные негативные эффекты, и нельзя сказать, что какие-то из них заведомо хуже.

На момент написания данного текста проблемы с игровыми видеокартами поколения Ampere признали и прокомментировали несколько производителей. Однако официальных заявлений от самой NVIDIA пока не поступало.

Компания Colorful оказалась первым производителем, который сообщил о наличии проблем с видеокартами. Как заявили представители компании, образцы моделей для обозревателей, которые были разосланы для обзоров, уже отозваны.

EVGA выступила со следующим заявлением: «Недавно начали появляться обсуждения работы видеокарт EVGA GeForce RTX 3080. Ещё во время проверки качества перед началом массового производства мы обнаружили, что при использовании шести конденсаторов POSCAP видеокарты не проходят реальные игровые испытания. Решением проблемы стало использование 4 конденсаторов POSCAP вместе с 20 керамическими конденсаторами (MLCC). Однако на поиск причины ушла почти неделя, из-за чего выход GeForce RTX 3080 FTW3 был отложен. В актуальных версиях видеокарт EVGA GeForce RTX 3080 FTW3 шесть POSCAP не используются. Тем не менее из-за спешки некоторым обозревателям были отправлены предрелизные образцы с шестью конденсаторами POSCAP. Мы держим связь с этими обозревателями и собираемся заменить им карты исправленными версиями. Что касается модели EVGA GeForce RTX 3080 XC3, в которой используется 5 конденсаторов POSCAP и 10 наборов MLCC-конденсаторов, то проблем с этими картами не обнаружено». Производитель также опубликовал на своём сайте новые фотографии видеокарт, которые демонстрируют использование нового набора компонентов. Покупатели могут сверить приобретённые видеокарты с этими фотографиями и убедиться, что обладают «правильными» версиями продуктов.

ASUS изменила архитектуру системы питания графического процессора ещё во время пробного производства и теперь использует только конденсаторы MLCC. Официальных заявлений от производителя не поступало.

MSI открыто признала проблему «вылетов» в играх во время своего стрима MSI Insider, однако предположила, что вина может лежать на ошибках в драйверах.

По данным ресурса Igor’s Lab, компания PC Partner, которой принадлежит производитель графических решений Zotac, тоже признала существование проблемы и, очевидно, будет предпринимать меры по её решению.

Плата Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC из нашего обзора

Плата Palit GeForce RTX 3080 GamingPro OC из нашего обзора

Компании Gigabyte, Galax, Palit и прочие производители пока официально ситуацию не комментировали.

Между тем по мнению ресурса VideoCardz, проблема с игровыми видеокартами семейства Ampere может оказаться более обширной и связанной не только с выбором в пользу того или иного типа конденсаторов. Просто на данный момент всплыл лишь первый из недостатков.


Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть