В вашем классе ученики сидят на «дешевых местах»!
Небольшая начальная школа Tottington Primary School, расположенная недалеко от Манчестера (Великобритания), практически всегда была на последнем месте в местном рейтинге, но за последние три года вышла в безусловные лидеры. Мало того, она впервые в истории попала в первую пятерку лучших школ страны. Как ей это удалось?
«Мы добились успеха, благодаря внедрению инноваций», — ожидаемо говорит директор Стивен Холден. Но есть одно важное уточнение: «Инновации заработали только потому, что мы поняли самое главное». По мнению директора, самое главное состоит в том, чтобы… перед учениками были выдающиеся профессиональные учителя.
Один из таких учителей — Саймон Хант, который стал широко известен в Великобритании, благодаря своему блогу «Мистер Хант с передовой образования». Он активно использует социальные сети не только для того, чтобы пропагандировать педагогические находки, но и чтобы находить общий язык со своими воспитанниками из начальной школы.
Его педагогические методы построены на авторском коктейле из различных цифровых технологий. Вместе с учениками они снимают клипы, играют в компьютерные игры, реализуют социальные проекты. Например, добивались того, чтобы в парке развлечений на Тенерифе выпустили касатку. А еще он учит детей танцевать зажигательные модные танцы.
Классная комната для Саймона — это настоящий креативный штаб. Поэтому для него было важным задуматься над ее устройством и оформлением. Став исследовать поведение учеников, он пришел к неожиданным находкам. Например, даже расстановка мебели может повлиять на успеваемость детей.
Саймон Хант с дипломом премии «Самый вдохновляющий учитель года»
Не там сидим!
На фотографии далее вы видите, как выглядел класс в XIX веке.
Учитель впереди у классной доски, дети рассажены в ряд. В начале 2000-х в классах стали появляться проекторы и интерактивные доски, но их размещение все так же побуждает учеников сидеть и смотреть на учителя рядом с экраном.
Технологии за 200 лет изменились, но дизайн классной комнаты и место учителя остались прежними? На ум приходит старая пословица: если оно не сломано, не пытайтесь его починить. И все же…
Я нашел результаты исследования «Умные классы» Университета Солфорда и Gale Associates, которые изучали начальные школы на северо-западе Англии, чтобы выяснить, может ли дизайн классной комнаты повлиять на успеваемость ученика. Ученые выбрали для сравнения такие факторы, как освещение, акустика, комнатная температура, ориентация столов и положение учителя.
Выяснилось, что физические характеристики классных комнат влияют на успехи учеников в течение учебного года. 16 процентов — такая разница в успеваемости между классами с продуманным дизайном и классами, где этот фактор считается неважным.
В другом исследовании, проведенном Epson в 2019 году, изучалась видимость материала на доске и угол обзора, который был доступен ученикам. Авторы увидели прямую связь между плохой успеваемостью и детьми, которые сидят на так называемых «дешевых местах».
Когда вы покупаете билет, например на театральные представления, вы понимаете, что в самом конце зала — самые дешевые места. Те, что находятся впереди, самые дорогие, и это потому, что предлагают самый лучший угол обзора.
Я решил провести эксперимент и начертил на доске систему координат. Ученики должны были смотреть на нижнюю ось, чтобы найти нужные им координаты. Так вот некоторым ученикам нужно было была встать со своего места, иначе они не видели важную часть моего рисунка.
Кроме того, я поставил видеокамеру позади одного из моих учеников и проследил за его полем зрения. Мальчик сидел за задней партой, и хотя в этом классе был хороший экран, он был слишком далеко от него. Ученик — отличник, но справедливо ли ему сидеть позади и не видеть так же, как и спереди?
В качестве визуализации проблемы нарисовал схему класса и назначил цену на каждую из парт в фунтах, в зависимости от того насколько там хорошо видно и слышно. Прямо как в театре.
Promethean приводит пример из опыта одной из школ Австралии, где в одном классе установили две интерактивных панели. Учителя заметили, что это позволило сделать обучение более спокойным — дети могли смотреть на любой экран, который лучше всего подходит для их места.
Такое расположение позволяет учителю передвигаться по классу в зависимости от того, где он нужен, вместо того, чтобы оставаться только впереди. Оно облегчает детям возможность физически выйти к доске, чтобы они принимали активное участие в обсуждениях, брать разные учебные роли.
Это классная комната в Австралии, но мы попробовали то же самое в Тоттингтоне.
Я знаю, о чем вы сейчас думаете — не каждая школа может позволить себе иметь две интерактивные доски в каждом классе. Можно поступить творчески! В одном из наших классов мы используем интерактивную панель, а для проекции на другую стену — обычный проектор.
В другом классе школы пригодились старые настольные мониторы на настенных кронштейнах. Мы даже нашли телевизоры с входами HDMI, для чего прокладывали кабели через потолок, чтобы закрепить их на стенах. Все для того, чтобы у детей были разные ориентиры для просмотра контента, а в результате — лучшие оценки.
Кабинет 6-го класса. Экран впереди, дети в рядах, но видят одинаково.
Не так звучим!
Стивен обучает воспитанников современным танцам
Следующая проблема — звук. Вы используете свой «голос учителя», разговаривая громко, не крича. Детей на первых партах сносит звуковая волна, потому что они прямо в эпицентре, но тем, кто сзади, приходится напрягаться. Возможно, так они пропускают часть содержания урока.
С научной точки зрения, даже будучи взрослыми, мы часто не воспринимаем до
четверти того, что было сказано в разговоре, но наш мозг помогает восполнить пробелы. До 16 лет у детей эта область мозга недостаточно развита. Таким образом, они могут пропустить материал просто из-за неспособности слышать.
Охрипший голос учителя является еще одним фактором. У каждого из нас рано или поздно начинает болеть горло из-за того, что мы много разговариваем. Но нужно ли нам так напрягаться, чтобы быть услышанными?
Прошлым летом я ходил на концерт с женой. Мы сидели на «дешевых местах», но чтобы нам было лучше видно и слышно, организаторы установили огромные экраны и колонки по всей арене. Это заставило меня задуматься, существует ли подобная система, доступная для использования в классе.
Мы оборудовали один класс мобильным микрофоном с выводом звука на колонки интерактивной панели, и это позволило мне использовать естественный голос, не сильно напрягая горло. Теперь мне проще сохранять ровный тон и спокойствие, на который дети хорошо реагируют. Кроме того, подобные системы прекрасно подходят для уроков языка, где фонетика и слух невероятно важны.
Вывод прост: если есть возможность повысить академическую успеваемость без дополнительных усилий и расходов, просто расставив мебель иначе и использовав существующую технику, то почему бы это не сделать?