Раскрыта способность шмелей к запоминанию
Ученые Лондонского университета королевы Марии выяснили, что шмели обладают плохой памятью, которая тем не менее достаточно для эффективного поиска пищи. Так, насекомые не могут долго удерживать информацию, насколько сладким был нектар или пыльца в цветке, но способны запоминать, какой цветок был слаще другого.eLife: шмели способны к запоминанию сравнительной информации
Фото: unsplash
Ученые Лондонского университета королевы Марии раскрыли способность шмелей к запоминанию объемов информации, достаточных для эффективного поиска пищи. Так, насекомые не могут долго удерживать информацию, насколько сладким был нектар или пыльца в цветке, но способны запоминать, какой цветок был слаще другого. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале eLife.
В ходе первого эксперимента исследователи обучали шмелей на двух разных парах цветков А и В, С и D, которые содержали растворы с концентрацией сахарозы 45 и 30, 30 и 20 процентов соответственно. Если бы предпочтения шмелей определялись исключительно их памятью об абсолютном уровне вознаграждения (авторы назвали это абсолютной памятью), они не должны были бы отдавать предпочтение между вариантами В и С, имеющими одинаковые концентрации сахарозы. Однако в тесте насекомые чаще посещали цветок С, что указывает на то, что шмели как минимум хранят сравнительные воспоминания, то есть информацию об относительных уровнях вознаграждения.
В другом эксперименте, проверяющем использование шмелями абсолютной памяти, цветок B был более сладким, чем C (30 процентов против 15 процентов). Как и в предыдущем эксперименте, шмели предпочитали цветок С, потому что они запоминали, что он слаще, чем цветок D (10 процентов), в то время как цветок B менее сладкий, чем цветок А (45 процентов). В третьем эксперименте шмели проверялись на способность удерживать информацию, насколько один цветок слаще другого. В цветках А и В были концентрации сахарозы 45 и 30 процентов, а в цветках C и D — 30 и 5 процентов соответственно. Если бы насекомые были способны запоминать количественную разницу между цветками, то C должен быть предпочтительнее, чем А, однако в тесте шмели не видели между ними разницы.
В четвертом эксперименте шмели посещали сначала один цветок, а через час другой цветок, при этом в каждом цветке концентрация сахарозы была выбрана случайно — либо 30, либо 45 процентов. Из-за разделения обоих цветков во времени и пространстве насекомые не могли ранжировать их и в тесте не отдавали предпочтения ни одному из них. Это позволило отвергнуть предположение о том, что сравнительная память затмевает собой абсолютную. Наконец, в пятом эксперименте шмели обучались на цветках, которых помещали на опытную арену поочередно с разницей в несколько минут. В результате они выбирали наиболее сладкий цветок, что показало, что абсолютная память у шмелей все-таки есть, но она очень кратковременная и необходима лишь для первоначального сравнения любых двух вариантов.
Предыдущие исследования показали, что кроме людей к запоминанию как абсолютной, так и сравнительной информации способны скворцы. Ученые объясняют это тем, что они питаются разнообразной пищей, тогда как шмели ограничиваются цветочным нектаром и пыльцой. Несмотря на ограниченную память, шмели довольно эффективно находят самые сладкие цветки.