Самое интересное о съемках фильма «Последнее танго в Париже» (1972)

Автор: Олег Пека

Ровно 50 лет назад, 14 октября 1972 года, на киноэкраны вышел один из самых скандальных фильмов ХХ века «Последнее танго в Париже», подвергнутый цензуре и запрещенный в ряде стран. В фильме главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…

Идея этого фильма родилась из собственных сексуальных фантазий режиссера Бернардо Бертолуччи, который заявил, что «однажды он мечтал увидеть на улице красивую безымянную женщину и заняться с ней сексом, не зная, кто она».

Любитель искусства, режиссер Бернардо Бертолуччи черпал вдохновение в работах британского художника Фрэнсиса Бэкона для начальной последовательности титров, актеров и съемочной группы.

Изначально Бертолуччи планировал снимать в главных ролях Доминик Санда и Жана-Луи Трентиньяна, но последний отказался, а когда на роль согласился Марлон Брандо, оказалось, что Санда беременна, и ей нашли замену в лице Марии Шнайдер.

Ален Делон должен был играть Пола, но он отказался от предложения Бертолуччи, потому что хотел быть продюсером, и именно он предложил Марлону Брандо заменить его.

Сильвия Кристель пробовалась на роль Жанны, но провалила пробы. Два года спустя она стала мировым секс-символом, снявшись в фильме «Эммануэль» (1974), который, по словам продюсеров, мог быть снят только из-за успеха «Последнего танго в Париже».

 

Самым публично обсуждаемым эпизодом стала крайне откровенная «сцена с маслом», в которой герой использует сливочное масло в качестве лубриканта. Изначально масла не было в сценарии изнасилования. В 2013 году режиссёр в интервью газете The Guardian признался, что актрису решили не предупреждать о масле, чтобы добиться от неё настоящей реакции. «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. <…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое», — призналась в 2007 году Мария Шнайдер.

Его поведение можно считать насилием — и поскольку сцена была откровенно сексуальной, отсутствие полного согласия Шнайдер на условия съемок действительно является главной причиной проблемы. Для этой сцены потребовался всего один дубль, поэтому реакция Жанны на экране — это реакция Шнайдера в тот момент, когда она происходила во время съемок. Это, понятно, ужасает многих, кто смотрел фильм, не зная контекста, связанного с его производством. Хотя Бертолуччи получил от актрисы то, что хотел — ее реакцию «как девушки, а не как актрисы» — получившиеся кадры, и без того считающиеся для некоторых слишком жестокими, еще больше испорчены тем, как они были получены.

После того, как запись интервью с Бертолуччи стала вирусной, режиссер столкнулся с огромной критикой и даже с призывами посадить его в тюрьму. Внимание стало настолько масштабным, что режиссер выпустил заявление, в котором попытался прояснить свои комментарии 2013 года. Он назвал возмущение по поводу его обращения с Марией Шнайдер «смешным недоразумением» и заявил, что единственным аспектом сцены, о котором он не сообщил актрисе, было использование Брандо масла.

Марлон Брандо импровизировал большинство своих диалогов для фильма, потому что чувствовал, что некоторые диалоги ему не нравятся.

По словам Марии Шнайдер, реплики Марлона Брандо регулярно приклеивались к ее обнаженному телу из-за его дислексии и нежелания заучивать диалоги.

 

Режиссер Бернардо Бертолуччи снял сцену, в которой были показаны гениталии Марлона Брандо, но в следующем году объяснил: «Я настолько отождествил себя с Брандо, что вырезал ее из стыда за себя. Показать его голым было бы все равно, что показать голым меня».

Марлон Брандо позже признался в своей автобиографии «Песни, которым научила меня моя мать», что после съемок в этом фильме он поклялся никогда больше не становиться таким уязвимым для роли.

 

И Марлон Брандо, и Мария Шнайдер признались, что чувствовали себя изнасилованными фильмом «Последнее танго в Париже» (1972) и отказались когда-либо еще общаться с режиссером Бернардо Бертолуччи. Тем не менее, в своей автобиографии Брандо говорит, что Бертолуччи был одним из трех лучших режиссеров, с которыми он когда-либо работал. Другими двумя были Элиа Казан и Джилло Понтесерво.

Мария Шнайдер много позже сказала, что съемки этого фильма были единственным сожалением в ее жизни, что он «разрушил ее жизнь», а режиссера Бернардо Бертолуччи она считала «гангстером и сутенером».

Споры вокруг фильма «Последнее танго в Париже» (1972) были настолько ожесточенными, что фильм был тайно доставлен в США для дебюта в дипломатической почте из Италии. Премьера фильма должна была состояться на Нью-Йоркском кинофестивале, где билеты стоили 150 долларов.

Поскольку фильм был запрещен в Испании, город Перпиньян на границе Франции и Испании был осажден посетителями, пересекающими границу, чтобы посмотреть фильм.

Первоначально полная версия фильма имела хронометраж около 4 часов. Ленту пришлось изрядно сократить для стандарта кинотеатров, в итоге окончательная версия намного короче — всего 129 минут. Так называемая «режиссёрская версия» имеет хронометраж 136 минут.

 

Фильм получил две номинации на премию «Оскар»: за режиссуру Б. Бертолуччи и актёрскую работу М. Брандо (седьмая и последняя в карьере Брандо номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль)

 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть