«Взлётная полоса» и… несостоявшийся телефонный звонок
Недавно утром по радио обсуждалась тема пермских событий, поднимался вопрос, в чем причина, затем перешли к гаджетам и агрессивности, которую вызывают или не вызывают компьютерные игры… Вопросы заставили записать телефон, хотелось позвонить и высказаться, но попытки дозвониться оказались неудачными… потом круговорот ежедневности сделал свое дело… «Поговорили и разошлись».
Но события повторяются. Страшные события. И стоит вспомнить, то, что читалось учителям на кратком курсе Нравственной психологии… где-то в 2001-м. За все годы это была единственная польза от Департамента Образования.
Основные моменты лекций… Конечно, кратко, конспективно.
Первое: ребенок от 0 до 12 лет запечатлевает все рядом с ним происходящее — в семье, в детсаду, в школе. Все что увидел, услышал. В период от 12 до 24 он проживает абсолютно все свои запечатления в обратном порядке, т.е. идет этап воспроизведения, апробации запечатленного, повторения его хотя бы один раз, но обязательно. Это период «практической психологии». Цель: растущий человек должен научиться делать правильный выбор, отличать черное от белого, даже проживая запечатление через свой плохой, недостойный поступок. Здесь же идет период накопления эгослоев: обид и прочего, т.е. программирование ситуаций-кругов, которые он должен отработать после 24 лет. Если человек делает правильный, достойный выбор, ситуация больше не повторяется. Алгоритм жизни.
Второе: закон опережения способностей. Если способности развиваются ускоренно, крепко отстает человечность. Как ни странно, лучшим вариантом будет, когда они развиты «на равных».
Теперь вернемся в наше «сегодня». Поверхностный разбор причин страшных событий в утренней передаче много чего не учитывал…
В начале сентября, читая инструкцию по технике безопасности, никогда не перехожу к формальному уроку, объясняю все снова и снова. И то, что при работе за компьютером, мозг «уходит» в виртуальную реальность, а нервная система за 12 минут работы за компьютером терпит нагрузку 6-и уроков. Эти данные в свое время тоже были доведены до нашего сведения.
Вот и представьте, КАК запечатлеваются многократно повторяющиеся сюжеты компьютерных игр в гаджетах и то, что демонстрируется телевидением…
Приводили примеры — «мы в детстве играли в войнушку». Сколько бы ни играли, такого количества повторов не было, да и нервная система не получала перегрузку, потому что полученные запечатления тут же нейтрализовывались спорами за справедливость или несправедливость. Детская компания и справедливости учила, и иной раз уроки человечности преподносила.
Запечатлели… Гаджеты. Игры. Разрушенные семьи…
Перестройка. Сколько всего недостойного всплыло в людях. Сейчас все оправдывают тем, что надо было зарабатывать…
Те, кто в это время был в периоде запечатлений, не увидел ничего хорошего. «Мой папа такой молодец: собрал со всех деньги и уехал за границу!», — это произносилось с гордостью.
Те, кто в этот период взрослел, выходил в люди, проживал запечатления, научился идти по головам или иначе добился «успеха», «заветного благополучия» и достатка. Но наличие человечности таким людям не грозит. Завучам на учебе в департаментах это практически внушают: «вы не должны вникать в проблемы подчиненных».
Так в чем причины? А в том самом отсутствии понятий о человечности, доброте, сострадании.
Запечатленная агрессия и стремление к зажравшемуся благополучию, простите, лезут через край.
То, что разрешили за эти два с лишним десятка лет, одной болтовней по радио или усилиями только учителей не исправить…
Столько развелось «систем и системочек». Но их составные части работают на псевдоуспех и зарабатывание денег. Для себя. Даже если они должны работать на детей, на Образование.
Надо не «учителей учить видеть». Надо раскрыть глаза и заново научиться… говорить правду!
Прежде всего самим себе. И учителю, и родителю.
Система Образования – псевдосистема. И кто говорит правду? Они есть?