12+: кино не по возрасту
«Здравствуйте, моему сыну 9 лет, он любит смотреть кино, которое предназначено для более старшего возраста ( 12+, 16+). Сын не боится ужастиков и прочего компьютерного треша. Не позволяем смотреть только фильмы с откровенными любовными сценами. Насколько безопасно ребенку смотреть взрослое кино, если никаких видимых последствий нет?»
Сейчас очень много родителей не препятствует тому, чтобы ребенок смотрел фильмы с маркировками 12, 16, 18 + на том основании, что ребенку интересно, и он совсем не боится. И главное, так проще, не нужно волноваться, что ребенок не дай бог что-то неположенное увидит.
Для части детей просмотр фильм ужасов или фильмов со сценами насилия сразу становится невозможен – они просто боятся. Сразу или немного позже это выясняется. Например, у ребенка усиливаются страхи, и выясняется, что он посматривает кино со старшим братом. И тогда родители прилагают усилия, чтобы неподходящие зрелища не просачивались к ребенку.
Но часть детей, действительно, совсем не пугается, а даже вдохновляется жестокими зрелищами. То ли нервы покрепче, они менее впечатлительны (выше порог реакции), то ли произошла своеобразная прививка, потому, что дети с самого раннего возраста наблюдали по ТВ нечто в этом роде. Я неоднократно слышала от родителей, что, дескать, если ребенок не боится, то и пусть смотрит, ничего страшного.
Такая позиция опасна в воспитательном отношении!
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему дети не подлежат уголовной ответственности в полной мере? Ведь это происходит не потому, что их в тюрьму жалко сажать. Это происходит потому, что известно, что до определенного возраста ребенок не способен усвоить нравственных норм, они находятся у него в процессе становления, созревания.
Да, ребенок не твердо понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Он может говорить правильные вещи, но эти слова и понятия не проросли в его мышлении и в душе должным образом.
Дети слабо способны к эмпатии, эгоистичны и склонны к импульсивным реакциям, такая природа. Правильные слова на деле для них оборачиваются пустым звуком, когда речь идет о чем-то важном для ребенка. Например, конечно, воровать нельзя, но…. а дальше возникает какая — то важная причина, почему это все-таки случается. И эта природа ребенка только под воздействием воспитания становится более-менее ориентированной не только на пользу себе, но и на пользу (не причинение вреда) другим.
И для воздействия воспитания нужно длительное время, ребенок до 12-16 лет только формирует морально-нравственные основы своей личности (да, «не убей, не укради»).
И нужно ребенку много правильных книг перечитать и много чего услышать, пережить, передумать и даже перестрадать, чтобы нравственность его сформировалась правильным образом (у некоторых людей этот процесс так и не приходит к нужному результату). То, что ребенку «уже говорили», что нечто делать нельзя, а нечто необходимо — не значит, что он сразу будет действовать правильно и «будет делать хорошо и не будет плохо».
Воспитание нравственных ценностей – длительный многолетний процесс.
Итак, пока длительный процесс нравственного формирования идет, мир ребенка должен быть ограничен определенными рамками. За эти рамки не должны проникать некоторые сюжеты, зрелища и идеи. Именно потому, что ребенок пока не имеет правильных опор, чтобы их оценить.
Взрослый человек с уже сформированной системой ценностей спокойно воспринимает все фильмы ужасов, все несправедливости и болезненные проявления сюжетов киноискусства. Это даже полезно взрослому, чтобы тренировать мышление и не замыкать себя в нравоучительных рамках. Но ребенку при восприятии «недетского» сюжета опереться не на что, он только строит конструкцию в своей голове. И если на этапе строительства дать ребенку смотреть все подряд, то и его характер будет формироваться так же хаотично. И не стоит потом удивляться, откуда берутся некоторые идеи детей: от съемок домашнего порно, до жестокостей, которые не укладываются в голове (примеры всем хорошо известны). На этапе формирования нравственности ребенка, в его мир не должны проникать болезненные сюжеты!
Взрослые часто обманываются, глядя на своих таких разумных детей. Им кажется, что вот раз им самим понятно, что это все в кино понарошку, и так делать не нужно, то и дети воспринимают это так же. Однако, дети смотрят кино другими глазами, у них молодая и неокрепшая психика, которая воспитывается каждую минуту, в том числе при просмотре кино. Родителям кажется, что ничего же не происходит, значит все ок. Ведь ребенок не идет душить домашнюю кошку, посмотрев на экране убийство.
Последствия хаотичного просмотра кино отдалены, они в проявятся в чертах характера, в так называемых «понятиях» и убеждениях ребенка. И тогда родители будут недоумевать, откуда взялось то, чему они ребенка не учили.
Искусство кинематографа по своему воздействию, наверное, самое сильное, оно использует максимум выразительных средств. Чему служат эти средства, какие идеи передают? Ленин называл кино важнейшим из искусств не из романтических, а из чисто практических соображений, именно с помощью кино проще всего воздействовать на человека. И вот с помощью этой значительной силы на экране возникают образы изощренной жестокости, психических отклонений, необычных отношений. Это не просто страшные картинки, а картинки с особым смыслом, с особым психологическим воздействием. Например, фильмы ужасов давно отошли от уровня «зубастиков», а чаще в них разворачивается картина психических патологий героев.
«А мой смотрит, ему все равно!» — даже с оттенком гордости за такую непрошибаемость ребенка говорят родители. Действительно, круто, такой вот крепкий экземпляр попался!
Но такая толстокожесть ребенка должна если не пугать, то настораживать родителей. Почему ему все равно? И не будет ли ему так же все равно и в жизни при случае? Если он не поражен и не возмущен злом на экране, то сможет ли он отличить это зло и противодействовать ему в жизни? И не будет ли ему так же все равно, когда в беде будут близкие? Родители, которые допускают хаотичный просмотр кино, уверены, что конечно НЕТ, их то ребенок сделает правильные выборы в жизни. Проблема в том, что реалистичный ответ на этот вопрос приходит слишком поздно, на этапе, когда характер уже сформирован и мало что можно сделать.
Другое возражение родителей состоит в том, что сами они ведут себя прилично, а их пример – самое главное для ребенка, он будет видеть, как живет его семья и будет жить так же. Такой аргумент несложно опровергнуть.
Воспитание это не только правильный пример. Правильный пример необходим, но его совсем недостаточно для воспитания.
Просто быть хорошим человеком — это основа воспитания, но это далеко не залог успеха! И часто у хороших людей откуда ни возьмись растут ленивые и непорядочные дети, что такое, непонятно! Одна из важнейших частей воспитания – ограждение от определенных влияний. Так, если вы не ругаетесь дома матом, не оскорбляете и не бьете друг друга, то вы и не зовете гостей, которые так будут себя вести при детях. Вы стараетесь оградить своих детей от дурного влияния. Кино – тоже приглашение в гости, включая ребенку то или иное кино (или «не замечая», как он его включает сам), вы «приглашаете» в свой дом определенные явления. Так, если вы не хотите тупости, пошлости и жестокости в вашем доме, вы не должны их приглашать никаким способом, в том числе через ТВ.
И, наконец, решающий аргумент родителей ЗА кино 12+ с любого возраста – невозможность тотального контроля над ребенком. Да, дома он смотреть плохое кино не будет, а в гостях или в школе все посмотрит. Так пусть уж смотрит, чего там… сгорел сарай, гори и хата! Конечно, это не более, чем лукавство с самим собой.
Контролируйте то, что возможно – это более, чем весомый вклад в воспитание!
Ребенок, не привыкший к бесконечному и бесконтрольному просмотру видеоконтента дома, будет гораздо избирательнее и чувствительнее (в хорошем смысле) к содержанию того, что ему покажут ровесники! Такой ребенок скорее откажется от непривычных для него зрелищ (а не жадно накинется, как с голодухи, вопреки распространенному заблуждению).
Хочу подчеркнуть, что зрелому и устойчивому человеку любое кино безопасно, даже самое жестокое. Он знает себя, имеет представления о реальном мире и владеет основами нравственности. Всего этого нет у ребенка, поэтому то, что смотрит и читает он нужно контролировать, стараясь, чтобы информация воспитывала его и приносила пользу. А не просто развлекала, впечатляла и позволяла получать бесконечный кайф.
Подумайте, какое кино вы покажете ребенку!
Несколько здоровых принципов для кино:
Создайте список фильмов, способных принести пользу ребенку. Польза типа транса от колы и чипсов у ТВ (чтобы расслабиться) не должна быть решающим, а тем более единственным аргументом.
Смотрите кино вместе. Для хороших отношений с ребенком вам необходимо общее культурное поле, где вы можете обмениваться впечатлениями, эмоциями. Оно создается, в том числе, совместными просмотрами кино.
Обменивайтесь впечатлениями. При простом просмотре кино это действие превращается в «глазение», ни умственной, ни душевной работы оно не предполагает. И в автоматическом режиме и взрослые, и дети включают такое «глазение». Нужен импульс, специальный толчок, чтобы понять и сформулировать впечатление от кино, мнение о характере героев. Помогите ребенку своим примером и аккуратными наводящими вопросами. О кино можно сказать гораздо больше, чем «Мне понравилось/не понравилось». Учите ребенка искать аналогии, замечать исторические реалии, эстетические особенности.
Ограничьте количество потребляемой ребенком информации. Подробнее о том, что больше не значит лучше вы можете прочитать ЗДЕСЬ http://mama-papa-help.ru/blog/vospitanie-rebenka/394-… Освоение информации, в том числе художественной, идет В ПЕРЕРЫВАХ между ее получением. Поэтому ребенку, так же как и взрослому необходимы пустоты, тишина, периоды молчания для осмысления того, что поступило во внутренний мир. Не нужно все время что-то читать, слушать или смотреть. Обилие информации уплощает мышление, по сути, отупляет людей, в особенности это касается детей.
Так же, как вы заботитесь о качестве еды для ребенка, позаботьтесь о ментальной гигиене и качестве пищи для ума!
Еще больше полезных статей на сайте Елизаветы Филоненко