Сине-красная тряпка для учителя
Вот сообщение, которое вызвало такой шквал эмоций:
«Уважаемые учителя, объясните, у вас какие-то методички есть с рекомендациями, как унижать учеников? Вам их сверху спускают? Или это инициатива снизу? Дочь-десятиклассница вчера покрасила волосы в синий цвет. Мы, родители, не против: когда еще подростку экспериментировать с внешностью, если не в 16 лет. Но в школе ее сегодня учителя буквально загнобили. Реакции были между не очень удачными шутками («Так к урокам готовилась, что аж посинела от натуги») до прямых оскорблений («С такими лохмами тебе место не в школе, а в борделе»). При этом все упражнялись в остроумии публично, при всем классе. Я к учителям дочери пойду разговаривать, но хочу сейчас понять, вот такое неприятие — это что? Комплексы? Указание сверху? Зашоренность?
Да, устава школы она не нарушала, форму носит, а про цвет волос в уставе нет ничего. И учится она хорошо, проблем нет. А вот у учителей в школе, видимо, какие-то проблемы, если такая реакция на обычный подростковый эксперимент».
Удивительно, но подавляющее количество комментаторов встало на сторону своих коллег, учителей, о которых написала Майя. Оценки (а иногда и диагнозы) были поставлены и девочке-старшекласснице, и ее маме.
Маме достанется в полной мере
Галина Овчинникова: «У дочери проблемы со вкусом и не только у дочери».
Валерий Ковалев: «У девочки, похожей на Мальвину, проблема с общением. Она захотела обратить внимание окружающих на себя и ей это удалось. Впереди развитие способов привлечения внимания и маме достанется в полной мере. Учителям надо быть осторожнее. Могут обвинить в нанесении морального вреда».
Ира Филимонова: «А ребенок ведь для того и красился, чтобы получить реакцию. Что отреагировали не только одноклассники, это разумно. Повторять одни и те же шутки дважды никто не будет. Кто-то возможно продолжит что-то говорить. А если ребенок уже пожалел об эксперименте, то это тоже результат. И родители могут с ребенком это обсудить, впрочем, как и психологи и даже учителя (не на уроке)».
Фаиля Мусиевна Ситдикова (Ильясова): «Да… одна с синими волосами, другая — с розовыми, третья — с зелеными, четвертая — с красными, пятая… «Мама, но ведь это школа!»- ответил как-то мой сын-восьмиклассник на предложение сходить в школу один день в джемпере, поскольку на пиджаке пятно сидело… Но ведь это школа! — другого ответа на этот вопрос, я думаю, просто нет! Скоро лето, каникулы — вот и время для экспериментов! И не верю я, что ЭТО родителям нравится… Родители для своих детей зачастую перестают оставаться авторитетом…»
Мамашке надо вправить мозги
Анна Ватненко: «Действительно, зачем оскорблять? Надо сообщать в отдел опеки, пусть мамашке мозги вправляют».
Людмила Кумалагова: «А мне интересно, вот ни на минуту родители не задумались над тем, какая реакция будет на синие волосы в школе? В российской, несмотря ни на что, консервативной школе? Разрешили — молодцы, но после разрешения надо было ещё и объяснить, что в школе никто не скажет: «Ну подумаешь, эксперимент», это я к тому, что если ребёнку давать свободу на самовыражение, у него должна быть свобода и услышать реакцию на это».
Ольга Каримова: «Если в уставе школы не сказано ничего конкретного про цвет волос, то это не значит, что их можно красить во все цвета радуги! По одежке встречают, по уму провожают. Пусть лучше в знаниях, в науках экспериментирует. А волосы оставит на лето!»
Иван Панфилов: «Вот мне всегда было интересно, почему хороший лозунг «все в жизни надо попробовать» выливается на практике в попытку покраситься в цвета бразильского попугая и желание жрать всякую дрянь от кодеиносодержащих препаратов до куриного говна пополам с табаком. Ни один из попугаев-говноедов в моей практике не попробовал себя в олимпиадах и творческих конкурсах. А зря! Это они точно не пробовали! А вдруг им это понравится?»
Тренируйте волю и выдержку
Оксана Лукконен: «То есть автор признает право своего ребенка самовыражаться, а у остальных права выражать свое отношение быть не должно? Вышел в люди — будь смел услышать мнение о себе: шмотки-гаджеты все обсуждают, а прическу нельзя? Или конкретно учителя права на мнение не имеют? Или ребенок настолько слаб и уязвим, что плачет от замечаний? Так тренируйте волю и выдержку. Не в теплице цветочек растите, жизнь бьёт и не спрашивает мнений».
Натали Натали: «Автор, наверное, надеялась на поддержку, но большинство её не поддерживают: если уж решилась на эксперимент — будь готова к результату, а он либо положительный, либо отрицательный. А учителя — тоже люди и имеют право на своё мнение».
Алла Шавернева: «Я на своем веку повидала всякого, но при виде такого эксперимента с внешностью, вряд ли бы могла сдержаться…. Свой путь ищут не в цвете волос или вульгарном поведении, а в чем-то другом, теперь надо вносить в Устав пункт о цвете волос…»
Лариса Коваленко: «У нас была девочка, которая чудила с цветом волос и прическами. Вызывала, иногда, гомерический хохот. А уж остро-осло- словии не упражнялся только ленивый. Но она смеялась еще больше над шутками, чем шутники. К 10 классу переросла. Эксперименты закончились. Шутки тоже. Готова экспериментировать — пожалуйста, тогда не удивляйся, твои соученики и учителя имеют право на иронию, смех и сарказм. А Майя Дружникова, если не смогла подготовить к этой реакции дочь или предотвратить такое чудо, как экзотическая покраска волос, не должна возмущаться. Так воспитывается не вкус, а безвкусица. Это пиар. А что, дочка иначе не может обратить на себя внимание? Курам на смех — достойная оценка».
Мамашка с неуравновешенной психикой
Veronika Lisichenko Sybbotina: «Что-то не верится, что в школе одни учителя невоспитанные, а одноклассники и ученики других классов вежливо молчали. Раз мама не против, чтобы дочь выделялась, пусть будет готова везде с ней бегать и «лаять» на тех, кто ее доче слово поперек скажет. Вот таких неадекватных родителей все больше и больше… Наверно, у учителей школы другие дела есть, а тут мамашка с неуравновешенной психикой. Ну не хочешь, чтобы в адрес дочери высказывались — переводи на домашнее обучение. Тем более, что дома можно и тату во всю рожу сделать, и пирсинг, и пряди разноцветные, и язык пополам,и, главное, слово никто не скажет…сиди, сама на дочу любуйся. Но в магазин, в транспорте, на улице — только вместе. Не дай бог, кто-то что-то скажет».
Марина Серикбаева: «Интересно, что бы мамы сказали, если бы учительница пришла с синим ирокезом? Наверное, живенько бы составили письмо, куда следует. А уж что бы сказали дети!!!! Ну, а учитель, видимо, должен был сказать — мне очень нравится!!! А еще мне нравится лысина. Скромно. Со вкусом. И уход – минимальный».
В бордель таких детей вместе с их родителями!
Анна Лясникова: «Придерживаться нужно этикета! Правильно и сделали учителя, что отчитали! В бордель таких детей вместе с их родителями, которые сами видимо не далеко ушли!»
Zhanna Zholonko: А мне нравится шутка «Так к урокам готовилась, аж посинела с натуги».
Карина Каримова: «Я бы на урок такую не пустила бы. Мне в классе клоунов и так хватает. Если ума нет себя не уродовать, то на математике точно делать нечего».
Светлана Холостова: «Сначала им позволяют волосы красить в яркие цвета, потом татушки бить, а потом где их искать? На гей-параде? А отвечать кто будет? Классный руководитель! Мама об этом не подумала?»
Оксана Перловская: «Есть такое понятие, как деловой стиль одежды. Синие волосы вашей дочери к этому стилю никакого отношения не имеют. Есть каникулярное время. В это время — пожалуйста, хоть зеленого цвета. Не думаю, что вам бы понравился офисный работник, например банка, с синими волосами, либо учитель с зелёными и т.д…. Может дети со спиртными напитками должны в школу приходить? А что? Родители же разрешают, пусть пьют, взрослые же… Уважаемая Мама, не нужно из школы устраивать бордель. Это вопрос этикета и воспитания».
Синие волосы подростка стали красной тряпкой для российских учителей и вызвали бурю негодования и неприятия. При том, что дело происходит в 2018 году, когда для общества стали уже вполне привычными яркие краски в одежде, эксперименты со своей внешностью, самые различные способы самовыражения, такое явление в школе воспринимается, как нечто небывалое, возмутительное, неприемлимое. Почему?
Мнение психолога
За разъяснениями мы обратились к психологу Маре Днестровской.
Вообще у каждого взрослого человека в сознании есть множество долженствований, к которым мы привыкли, которые мы не подвергаем сомнениям и воспринимаем как естественные слагаемые нашего мировоззрения. Например, «нельзя переходить дорогу на красный свет». Это долженствование, у которого есть смысл и явная польза. Еще один пример: «нельзя сильно выделяться». Полезна ли эта установка? Это открытый вопрос.
Когда кто-то на наших глазах нарушает те правила, с которыми мы свыклись, которые считаем незыблемыми, мы испытываем негативную реакцию: от легкого раздражения до сильнейшего негодования. «Я этого не делаю, никто из моего окружения этого не делает, а он – почему себе это позволяет?» Это не значит, что мы тоже хотим и готовы совершить что-то подобное, совсем нет. Но нас раздражает, что кто-то хочет и совершает, несмотря на то, что так делать не принято, несмотря на то, что мы считаем это нарушением привычного правила.
Стоит сделать исторический экскурс в советские и постсоветские времена, которые, по большому счету, еще не закончились. Мы все эти времена хорошо помним, и родом оттуда. Это времена запретов, ограничений, единых представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Учителя же были проводниками этих представлений. По сути ситуация мало изменилась.
Профессиональная деятельность учителей в течение многих лет несколько корректирует представление учителей о себе и о мире. Учитель привыкает считать себя носителем знания и не просто знания, а знания о том, как правильно. Любой поступок ученика, который не укладывается в парадигму «правильно – так», воспринимается как вызов, как протест, и вызывает сильную негативную эмоцию.
Сейчас многие учителя чувствуют себя не защищёнными — над ними много контролирующих органов, да и в школах быстро все меняется, нет устойчивости и уверенности. Возможно, за счёт этого учителя ощущают себя менее уверенно и сильнее боятся потерять авторитет среди учеников. Судя по тому, что я наблюдаю, — сейчас у учителей стало заметно меньше возможностей влияния на учеников, и яркие вызывающие изменения внешности учащихся могут вызывать негативную реакцию. И даже страхи, что это как-то подорвет учительский авторитет. Ну, грубо говоря, если можно себе позволить синие волосы — то можно вообще учителя не слушаться. Такие страхи могут возникать.
Плюс всё-таки современные подростки — в большинстве своем менее зарегулированные и менее закомплексованные. Они больше всего могут себе позволить, чем, например, мы в нашем детстве. Современные тенденции воспитания дают подросткам больше свободы. Свободы выбора, творчества, самовыражения. И это сказывается на их управляемости. Когда у учителя целый класс непослушных подростков — ярковыраженное самовыражение будет вызывать страхи и негатив, особенно, если учителю трудно справляться с подростками, трудно их увлечь и как-то сплотить.