Эскиз о законах развития систем и школе как развивающейся системе
В ТРИЗ — теории решения изобретательских задач — описаны законы (точнее — закономерности) развития технических систем. Эти законы позволяют оценивать степень развитости и направления развития техники.
Практика консультационной работы убедила нас в том, что и социальные системы развиваются закономерно, и закономерности развития этих типов систем весьма схожи.
Так, например, в ТРИЗ описана закономерность «вытеснение человека из технических систем». Осуществляется она таким образом: сначала человек вытесняется из технической системы в качестве рабочего органа. Пример: сначала человек копал землю руками, потом стал делать это обработанным камнем или костью. Но при этом человек продолжает выполнять функции трансмиссии (рука, держащая инструмент), источника энергии (мышцы) и управления (мозг).
Следующей фазой является вытеснение из системы человека как трансмиссии. У камня появляется ручка. Конечно, рука человека ещё работает в системе, но ей уже гораздо комфортнее.
Следующая фаза — вытеснение человека как источника энергии. Сначала силой животных, ветра и потока воды, потом различного вида двигатели.
Следующая фаза — вытеснение человека из системы в качестве управляющего процессом. Сначала простые датчики и обратные связи, потом сложные, вплоть до автоматизированных систем, компьютеров.
При этом управляющая функция человека остаётся, но переходит на всё более высокий уровень (конструирование, настройка, программирование систем с обратными связями).
Наш прогноз развития образования говорит о том, что в образовательной деятельности педагог также будет вытесняться из социо-технической системы под названием «школа». Это вовсе не значит, что в школе не будет педагогов.
Это означает, что от осуществления сравнительно простых и примитивных функций педагог будет «перемещаться» к выполнению более сложных функций.
Образно говоря, от выполнения функции репродуктора знаний к выполнению функций инженера (программиста, настройщика) знаний.
Безусловно, это будет происходить в контексте изменения школы и всей системы образования — как её содержательной части, так и её технологической части. Что касается содержательной части, то основной тренд заключается в переходе от усвоения фактов и чужих мыслей к умению генерировать свои мысли. «Учить мыслить, а не мыслям» — как говорил Кант (цитата по памяти).
Что касается технологической части, то основной тренд — значительное повышение активности и ответственности самого ученика в результатах его обучения. Этому на 100%, в частности, соответствует такая технология, как технология парного взаимного обучения.
P.S.
- Вот так, в экстренно-быстром темпе я «наживил» эту важную тему. Когда-нибудь надеюсь вернуться к ней более обстоятельно.
- Меня очень тревожит, что изменение системы образования на пост-советском пространстве идёт в сторону редукции, упрощения и уплощения. То есть против законов развития систем. Такое бывает и в технике и в биологии — на всё есть свои причины…
Еще больше интересных статей на портале Образование для всех